Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Эксперимент осуществлялся на базе МОУ «Яминская СОШ» Алексеевского района Волгоградской области.
В исследовании приняли участие младшие школьники второго и третьего классов:
2 «А» - экспериментальный,
3 «А» - контрольный.
Исследование строилось следующим образом:
I (декабрь 2009 – январь 2010 г.) — изучение общетеоретических аспектов развития мышления младших школьников.
II (февраль 2010 г.) — проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий, проверочный варианты эксперимента.
III (март 2010 г.) — анализ результатов исследования, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования.
Для изучения особенностей мышления младших школьников были использованы:
- Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение проводилось с целью выявления методов и форм работы, направленных на развитие мышления, улучшение качества усвоения материала, на повышение интереса к получаемым знаниям.
- Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование проводилось с целью выявления уровня развития мышления младших школьников до эксперимента и после.
- Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент был направлен на выявление положительного влияния предложенной методики на развитие мышления младших школьников.
Эксперимент проводился в естественных условиях, использовалась параллельная форма его организации.
В эксперименте приняло участие 20 учащихся.
Для выявления особенностей развития мышления у учащихся младшего школьного возраста мы использовали тест «Установление закономерностей» (см. Приложение 1). Эта методика предназначена для оценки качеств мышления — способности к анализу и сравнению, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установлении тождества и различия, скорости переключения с одного способа умственного действия на другой, а также для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти.
Полученные результаты представлены в Таблице 1 «Уровень развития мышления младших школьников контрольной группы до эксперимента»:
Таблица 1.
Уровень развития мышления младших школьников контрольной группы до эксперимента
№ |
Ф.И. |
Кол-во ошибок |
баллы |
Уровень мышления |
1 |
Александр А. |
3 |
80 |
Средний |
2 |
Мария Б. |
5 |
83 |
Ниже ср. уровня |
3 |
Евгений Г. |
8 |
57 |
Низкий уровень |
4 |
Борис К. |
7 |
66 |
Ниже ср. уровня |
5 |
Ксения Н. |
1 |
76 |
Средний |
6 |
Инна О. |
5 |
56 |
Ниже ср. уровня |
7 |
Иван Р. |
3 |
85 |
Выше среднего |
8 |
Алена С. |
4 |
70 |
Средний |
9 |
Михаил Ш. |
6 |
68 |
Ниже ср. уровня |
10 |
Владимир Я. |
2 |
90 |
Выше среднего |