Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
В.Г. Крысько на основе анализа работ ведущих учёных Е.И. Исаева, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчикова и др. выделяет психологические особенности процесса мышления:
мышление всегда имеет опосредованный характер. Человек, взаимодействуя с внешним миром, устанавливает связи и отношения между предметами и явлениями, опираясь на непосредственные ощущения и на прошлый опыт, сохранившийся в памяти;
оно опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества, а также полученные на основе предшествующей практики;
мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Мы всегда отражаем связи и отношения между явлениями в отвлеченном и обобщенном виде;
неразрывная связь мышления и речи - следующая особенность: «мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Благодаря тому, что оно протекает в словах, отмечаются процессы абстракции и обобщения, т.к. слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме»;
мышление человека органически связано с практической деятельностью, т.к. оно в процессе труда, опираясь на общественную практику, направлено на переустройство окружающего мира [Крысько В.Г. 2007: 111].
Психологи, изучая этот познавательный процесс, считают, что мышление представляет собой активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Теоретические и практические выводы делаются людьми на основе сенсорной информации. Мышление отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии не даны. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Отличие мышления от других психологических процессов состоит прежде всего в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которые в целях ее решения нужно решать активным изменением.
Поскольку мышление очень сложный психологический процесс, то психологами предложено множество классификаций (A.B. Брушлинский, В.Г.Крысько, P.C. Немов и др.), которые в большинстве своем построены по дихотомическому принципу. Учёные отмечают взаимосвязь теоретического мышления с творческим, словесно-логическим, практическим.
Психологами доказана возможность сосуществования в любой культуре, а так же у отдельного субъекта одновременно разных видов мышления, что позволяет сделать вывод о гетерогенности человеческого мышления как его сущностной черте. Перечисленные виды мышления у человека, сосуществуя, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Доминирует определенный его вид в зависимости от характера деятельности и конечных целей и необходимо, в процессе обучения, знать условия, способствующие развитию каждого из них. При изучении вопроса о теоретическом мышлении мы опираемся на работы философов, психологов и педагогов, раскрывающих его сущность и особенности формирования.