Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности мышления в младшем школьном возрасте и их влияние на продуктивность усвоения материала на уроке иностранного языка » Основные характеристики понятия «мышление»

Основные характеристики понятия «мышление»

Страница 1

Проблема интеллектуального развития школьников в процессе обучения не нова, но и сегодня требует дальнейшего изучения. Изменения, происходящие в характере труда, обуславливают появление новых требований, которые предъявляются к образованию.

Успешность выполнения трудовых операций в настоящее время зависит в большей степени от уровня интеллектуальной подготовки: от развития мышления, памяти, развития перцептивных процессов, предвосхищения будущих результатов и т.д. Рост интеллектуального компонента в структуре труда усиливает роль передачи знаний и теоретическую направленность обучения. В связи с этим учёные предлагают разные средства для улучшения учебно-воспитательного процесса в традиционной школе: М.И. Дидора, H.A. Лукьянова, Е.Г. Михайловский, М.К. Нурмухамедова (развитие самостоятельности школьников); И.А. Мищерова, Л.А. Немчикова (формирование интеллектуальных умений в ходе решения учебных задач); В.П. Барабаш, И.Г. Пчелинцева (проблемно-поисковая деятельность); Т.М. Николаева (сочетание разных форм работы); Л.М. Захарова, Л.А. Яцкевич (индивидуально-дифференцированный подход в обучении младших школьников) и др.

В последние годы ряд психологических (Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, А.З. Зак, С.Э. Ковалёв, Л.К. Максимов, М.А. Холодная [218]), педагогических исследований (P.A. Атаханов, В.В. Белич [14], А.Б. Воронцов, Х.Ж. Танеев, В.А. Гуружапов, A.C. Якупова) посвящены изучению закономерностей функционирования двух типов мышления: эмпирического и теоретического. Это, в свою очередь, связано с внедрением в практику новой педагогической технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, где развитие теоретического мышления целенаправленный и закономерный процесс. Отслеживание уровня его сформированности в процессе обучения младших школьников является необходимым звеном в работе педагога.

Очень важно остановиться на теоретическом аспекте изучения этой проблемы. Мышление - сложный процесс и является предметом комплексных и всесторонних исследований. Оно изучается философией, физиологией, психологией, педагогикой, социологией, кибернетикой и другими науками.

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова мышление рассматривается как «активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач» [Фролов И.Т. 2000: 232], но он не может быть полностью объяснён деятельностью физиологического аппарата, так как связан не только с биологической эволюцией человека, а и с общественным развитием. Имея общественную природу (по особенностям возникновения, способу функционирования, по результатам), тесно связано с трудовой и речевой деятельностью, характерной лишь для человеческого общества.

В современном психологическом словаре под редакцией A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского мышление рассматривается как «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредствованным отражением действительности» [Петровский А.В. 1998: 191].

М.А. Холодная считает, что мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных характеристик действительности на основе ее анализа и синтеза (в широком смысле), процесс решения и постановки задач (в узком смысле). Мышление - одна из форм проявления интеллекта [Холодная М.А. 2003: 363].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru