Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Данная глава явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов таких авторов как: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Обухова Л.В., Рубинштейн С.Л., Леушина А.М., Сохин. Ф.А.и др.
Во второй главе мы раскрывали особенности сказки и восприятия ее дошкольником.
Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
В этой главе мы опирались на работы таких авторов как: Запорожец А.В., Пропп В.Я., Фесюкова Л.Б. и др.
В третьей главе - экспериментальной части нашей работы мы провели предварительную диагностику по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе. Сделав выводы по полученным результатам, мы подготовили и провели работу по развитию связной речи по средствам сказок.
После формирующей части эксперимента мы провели контрольную диагностику обеих групп.
В результате нашего эксперимента были получены следующие результаты: количество детей с уровнем развития речи выше среднего увеличилось, было 8,3% , стало 33,35% - 41,65%. Наблюдается значительное уменьшение детей с уровнем развития речи ниже среднего. После констатирующего эксперимента было 33,35%, стало — 8,3%. Средний уровень составили 58,35% детей.
В контрольной группе значительных изменений не наблюдается. Количество детей с уровнем развития речи выше среднего во время констатирующего эксперимента составило 16,65%, на конец года - 25%. Детей с уровнем развития речи ниже среднего было 33,35%, стало 16,7%-25%.
В результате проведенного нами исследования, поставленные задачи решены, цели достигнуты. Поскольку уровень развития связной речи детей экспериментальной группы повысился, будем считать гипотезу, сформулированную в исследовании, подтвержденной.
Рекомендации воспитателям и родителям
Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но мы остановимся на работе со сказкой.
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.
Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.
С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений. Т.к. сказка близка мышлению ребенка.
Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное. Работа с экспериментальной группой показала, что при кратком пересказе сказки дети часто путались в чередовании событий, не всегда могли назвать действующих лиц. В придумывании собственных сказок часто повторялись действия других детей. Это подтверждает то, что с детьми не проводится работа по сказкам, направленная на развитие познавательных процессов.
Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязанно, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки моет подсказать родителям и свои пути воспитания.
Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.