Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности развития письменной речи у детей с социально-педагогической запущенностью » Психологический, психолингвистический и психофизиологический аспекты письменной речи

Психологический, психолингвистический и психофизиологический аспекты письменной речи

Страница 2

В работах, посвящённых письменной речи, Хватцев М.Е. выделяет «графическое косноязычие», или дисграфию на почве расстройств устной речи, которая является непосредственным проявлением на письме нарушений произносительной стороны речи. То есть ребёнок пишет так, как произносит.

В фундаментальных исследованиях Левиной Р.Е. , посвящённых взаимосвязи устной и письменной речи, обосновывается тесная связь нарушений письма с недоразвитием устной речи в целом. Усвоение письма уходит своими корнями глубоко в область овладения устным словом.

Обоснованной считается точка зрения, что дефекты письменной речи могут являться следствием нарушения лексико-грамматического развития речи (Грибова О.Е., Чиркина Г.В. и др.).

Таким образом, исследования в области недоразвития речи доказывают тесную связь между устной и письменной речью, ключевым моментом которой является прямая зависимость успешности формирования письменного высказывания от достаточности уровня овладения устной речью.

Согласно мнению целого ряда исследователей, процесс овладения письменной речью регулируется развитием ряда психологических функций.

Среди когнитивных процессов, обеспечивающих письменную речь, большинством авторов единодушно выделяются внимание и память. В памяти как основа порождения речи в неполной редуцированной форме, в виде « фонемной решётки», хранится слово. Надстройка « морфемной решётки» и полное формирование слова происходит только в процессе составления сообщения как итог применения синтаксического правила. Несформированность осмысленной и управляемой памяти, особенно зрительного, слухового и логического её вида, чаще всего оказывается тем слабым звеном, на основе которого возникает комплекс нарушений разных психических функций, к которым, в частности, относятся и трудности овладения навыками письменной речи.

Недостатки письменной речи часто сосуществуют с дефицитарным нарушением внимания. Нарушения данного процесса: его колебания, трудности в распределении и переключении, снижение возможностей длительной и устойчивой его концентрации также могут быть причиной различного вида нарушений письменной речи.

Письменная речь тесным образом связана и с другими высшими психическими функциями и процессами (мышлением, воображением, эмоционально-волевой сферой и общим уровнем психического развития ребёнка в целом), сформированность которых является существенным фактором с точки зрения успешности построения связного письменного высказывания.

В психолингвистическом аспекте сущность письменной речи рассматривается как система процессов порождения связного письменного высказывания. Результатом, материальным продуктом письменной речи является текст как воплощение мысли.

В зависимости от того, какие аспекты текста выделяются в качестве ведущих, само понятие текста определяется неоднозначно. Но большинство исследователей единодушны в том, что текст – это сложное смысловое целое, высшее коммуникативное единство особого рода, характеризующееся относительной законченностью.

Иное понимание феномена текста сложилось в психолингвистике. Основываясь на деятельном подходе, определение письменного текста соотносится с категорией речевой деятельности и представляет собой опредмеченную конкретную ситуацию общения, необходимыми компонентами которой является автор, реципиент и предмет коммуникации.

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru