Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
В 1949 году Дэвидом Векслером была предложена шкала измерения интеллекта для детей (WISC) в возрасте от 5 до 16 лет. В 1955 вышла усовершенствованная шкала для взрослых.
Методика "ИМАТОН" основана на адаптированной и стандартизированной версии А. Ю. Панасюка, дополненной и исправленной Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым. Методика позволяет измерить уровень развития общего интеллекта , продуктивности вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта, провести диагностику уровня развития частных интеллектуальных способностей и потенциала обучаемости.
В ходе исследования была разработана и апробирована развивающая программа "потенциал, ориентированная на развитие мыслительных операций в практических умений планировать и комбинировать. В основе программы лежит система взглядов А.З. Зака. В качестве показателя эффективности этой программы были использованы результаты тестирования.
Детей обследовали с помощью методики Векслер в адаптации Панасюка. С помощью этой методики определили: общий интеллектуальный показатель (ОИП), вербальный интеллектуальный показатель (ВИП), невербальный интеллектуальный показатель (НИП).
Эта методика состоит из двенадцати субтестов :
Осведомленность – эрудиция, любознательность.
Понятливость – социальная зрелость, хорошая ориентация в сфере социально значимых отношений, знания правил поведения.
Арифметический тест – хорошая концентрация внимания, легкость выполнения, операция в уме.
Сходство – уровень мышления и гибкость мышления.
Словарь – развитие речи, умение выражать свои мысли.
Запоминание цифр – память и способность к собранной работе.
Недостающие детали – концентрация внимания, восприятия, наблюдательность.
Последовательные картинки – способность к планированию.
Кубики Косса – развитие пространственных представлений.
Складывание объекта – развитие наглядно образного мышления.
Кодирование – ловкость, внимание, настойчивость.
Лабиринт – планирование и ориентация на инструкции.
Анализ результатов показал, что 1 ребенок из 10 обнаружил низкий уровень развития образной памяти, 4 ребенка обнаружили средний уровень и 5 высокий (см. приложение).
Подготовка исследования. Подобрать 6 карточек размером 7,5х7,5 см, например, с изображением матрешки, ботинок, собаки, яблока, машины, корабля, петуха; 6 карточек 6х6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фигура (круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, пятиугольник), листы бумаги, 6 цветных карандашей.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально и включает 2 задания, различающиеся между собой содержанием запоминаемого материала (картинки, геометрические фигуры).
Материал для эксперимента расположен хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции 20 сек. Ребенка просят: "Внимательно посмотри на картинки, лежащие на столе, запомни, а затем назови". Время воспроизведения не более 5 секунд. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просят нарисовать их, предлагая бумагу и карандаши. Если ребенок изображает фигуры несоответствующим цветом, его можно спросить: "Какого цвета были фигуры? Почему ты взял карандаш другого цвета?"
Обработка. Подсчитывают число воспроизведенного материала по всем сериям эксперимента, результаты заносят в таблицу.
Для повышения уровня развития речи рекомендуется использовать следующие упражнения:
1) Слова можно слышать, нюхать, пробовать на вкус, трогать.
Вспомни шмеля, его можно видеть, слышать. Слышишь, жужжит?
А теперь сам постарайся услышать слова: колокольчик, машина, ваза.
Слово можно потрогать: подушка мягкая. Потрогай колесо, стакан, шарф.
Слова можно попробовать, нюхать: лимон – кисло, роза – пахнет.
Пахнет даже книга, понюхай.
Понюхай и попробуй на вкус слова: слоеный огурчик, лес, печенье, дождь. А теперь вспомни все слова, можешь их нарисовать.
2) Одно и то же слово можно потрогать и услышать.
Послушай, как шлепнется апельсин, если упадет на пол.