Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Основные усилия воспитателей направлены на выработку у подрастающего поколения здорового и нравственного отношения к проблемам пола, а главным его результатом является умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношениями полов. Поэтому врачи, психологи и другой персонал, участвующий в половом воспитании дошкольников должны уметь дать четкие и конкретные советы по общим и конкретным вопросам, возникающим у родителей и воспитателей. Для этого нужно обладать панорамным видением полового воспитания, которое, в свою очередь, предполагает знакомство с объемом и качеством содержания существующих программ, основными принципами полового воспитания и путями его проведения и дает возможность творчески, избегая догматизации и стереотипизации, осуществлять работу по половому воспитанию.
Содержание полового воспитания – это все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола.
Оно включает в себя ряд аспектов: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический и др.
Принципы полового воспитания определяют основы, на которых строятся половое воспитание в целом и позиции воспитателей. Так, существует ряд принципов:
- принцип реалистичности имеет ввиду построение полового воспитания на основе реалистического понимания половой дифференциации, а не на основе "положительных" или "отрицательных" стереотипов обыденного здравого смысла;
- принцип перспективной инициативы исходит из того, что, разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку к будущему, а поэтому должно учитывать актуальные для воспитываемого поколения футурологические перспективы;
- принцип активности определяет ответственность воспитателей за иммунизацию против негативных влияний и побуждает не ждать вопросов детей или проблемного поведения, а пользоваться подходящими ситуациями, создавать их, чтобы снабдить детей необходимыми сведениями и установками;
- принцип оптимизации задач диктует необходимость достаточно гибко и оперативно соотносить перспективные цели полового воспитания с неизбежными ограничениями его возможностей;
- принцип выработки индивидуальных и социальных значений имеет ввиду, что дети должны не только узнавать об отношениях полов, но и вырабатывать индивидуальное эмоциональное отношение к ним, соотнесенное с социальным значением тех или иных проявлений пола;
- принцип адресности подразумевает, что половое воспитание – это не преподнесение всем одних и тех же догматизированных истин в застывшей форме. Проведение полового воспитания должно соответствовать уровню физического и психического развития, учитывать культурный уровень аудитории и проч.;
- принцип комплексности диктует планирование и оценку тех или иных мер как структурных элементов общей системы воспитания, социализации и просвещения;
- принцип непрерывности характеризует динамику полового воспитания как непрерывного, последовательного и преемственного процесса, который начинается с раннего детства, и каждый его этап является базой для последующих этапов;
- принцип правдивости исключает ложные ответы , говорить нужно только правду в соответствии с возрастом и возможностью понимания;
- принцип доверия предполагает серьезное отношение к переживаниям и интересам ребенка, желание и готовность понять их и исключает подозрения;
- принцип чистоты предполагает отнюдь не сведение полового к его исключительно нравственной стороне, но нравственное наполнение данных о поле и отношениях;
- принцип понятности и ясности не сводит работу по половому воспитанию к упрощенчеству, а требует соответствия сведений этапу формирования личности ребенка.
Все эти принципы "работают" в той мере, в какой они определяют убеждения воспитателей и в какой половое воспитание реализуется на практике как неотъемлемая часть системы воспитания в целом.
Все пути полового воспитания связаны с передачей норм полового и сексуального поведения: наследование традиций и обычаев, передача декларативного и реального аспектов обыденного сознания, литература и искусство, средства массовой информации, научно-популярная литература. Пути полового воспитания опосредованы и персонифицированы в широком круге людей, с которыми общается индивид и которые являются "проводниками" полового воспитания. Это не только родители, но и воспитатели, педагоги, сверстники, руководители детских клубов и организаций, деятели литературы и искусства, работники сферы массовой информации, т.е. люди, чьи взгляды могут оказаться в сфере внимания ребенка.