Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Развитие логического мышления в процессе обучения математике » Виды мышления

Виды мышления

Страница 1

Рассмотрим теперь классификацию видов мышления (в виде схемы). Эта классификация основана на развитии мышления по использованию в его процесс образов и понятий в степени абстрагирования от действительности.

мышление

теоретическое образное

понятийное образное наглядно- наглядно-

образное действенное

Дадим краткую характеристику каждому из видов мышления:

Теоретическое понятийное мышление – это вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи привлекает знания, полученные другими людьми, выраженные в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление – это вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи извлекает образы непосредственно из памяти или творчески воссоздает воображением.

Наглядно - образное мышление - это вид мышления, при использовании которого человек непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может.

Наглядно - действенное мышление – это вид мышления, при использовании которого человек непосредственно связан с практическим преобразованием действительности.

Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики.

Виды мышления у человека могут проявляться одновременно в деятельности, однако в зависимости от ее характера и конечных целей преобладает тот или иной вид мышления. По степени своей сложности, по требованиям к интеллекту и другим способностям человека ни один из видов мышления не уступает другому.

Важнейший переломный шаг на пути интеллектуального развития ребенок совершает во время подросткового периода. Он переходит от комплексного мышления к мышлению в понятиях. Образование понятий и оперирование ими – вот то существенное новое, что приобретается в этом возрасте.

Мышление в понятиях – это новая форма интеллектуальной деятельности, новый способ поведения, новый интеллектуальный механизм.

Логическое мышление не складывается из понятий, как из отдельных элементов, оно не добавляется к понятиям как нечто, стоящее над ними и возникающее после них – оно есть сами же понятия в их действии, в их функционировании. Важнейшим переворотом в формах мышления подростка, переворотом, происходящем в результате образования понятий и представляющим второе основное следствие приобретение этой функции является овладение логическим мышлением. Только в переходном возрасте овладение логическим мышлением становится реальным фактом, и только благодаря этому факту возможны те глубокие изменения в содержании мышления.

Возраст 7-8 лет обозначает серьезный шаг вперед, формы логического мышления появляются в этом возрасте в области наглядного мышления. Приблизительно лишь к 14 годам ребенок оказывается в состоянии видеть связь между выполняемыми умозаключениями и понимать их. Только после завершения первого школьного возраста и только с началом подросткового возраста совершается переход к логическому мышлению у ребенка.

Очень часто мы путаем развитие способности мыслить и процесс усвоения знаний. А эти два процесса отнюдь не совпадают, хотя один без другого и невозможен. «Многознание уму не научает», хотя много знать должны люди, претендующие на ум. Эта мысль, высказанная две с лишнем тысячи лет назад Гераклитом не устарела и поныне. Неверно судить, что ум это естественный дар. Верно, что способность, умение мыслить не возможно «вдолбить» в виде суммы правил, рецептов, как теперь выражаются алгоритмов. В виде алгоритмов в его голову можно «вложить» лишь механически, т.е. очень глупый ум, - ум счетчика – вычислителя, но не ум математика. Теперь ясно, что ум – это не «естественный дар». Человек обязан природе только мозгом, - органом мышления, способность же мыслить с помощью этого мозга не только развивается, совершенствуется, но и возникает лишь вместе с приобщением человека к общечеловеческой культуре, к знаниям.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru