Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учащиеся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения:
- методы эмоционального стимулирования;
- методы развития познавательного интереса;
-методы формирования ответственности и обязательности.
Дадим краткую характеристику каждому методу.[13; 146]
Методы эмоционального стимулирования.
Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Основными методами эмоционального стимулирования служат:
-создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении;
-использование игровых форм организации учебной деятельности;
-постановка системы перспектив. [13; 148]
Методы развития познавательного интереса.
Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы:
- формирование готовности восприятия учебного материала;
- выстраивание вокруг учебного материала игрового, приключенческого сюжета;
- стимулирование занимательным содержанием;
- создание ситуаций творческого поиска.[13; 149]
Методы формирования ответственности и обязательности.
Данные методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.
Методы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов:
- разъяснения школьникам личной значимости учения;
- приучения их к выполнению требований оперативного контроля.
Вопросом повышения мотивации и развития у школьников интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Пути решения связаны с созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности:
1. вовлечением эмоциональной сферы в процесс обучения;
2. характером педагогических воздействии учителя;
3. наличием стимулов и подкреплений;
4. использованием на уроках аудиовизуальных средств;
5. использованием личностной индивидуализации;
6. разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону иностранного языка.
Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через:
1. вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
2. проблемность заданий и ситуаций;
3. контроль знаний, умений и навыков;
4. использование познавательных игр;
5. страноведческий материал;
6. доброжелательное отношение учителя.
Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которые исходят из самой деятельности, и обладает наиболее побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком, если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравиться говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов.[13; 151] Из вышесказанного мы видим, что в настоящее время имеется достаточное количество исследовании в психологии и методике преподавания иностранного языка, позволяющих использовать их в дальнейших поисках решения проблемы и осуществить целостный подход в ее рассмотрении. При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие: