Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях средней школы » Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

Понятие и сущность девиации. Девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности

Страница 2

- Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

- Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершения мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

- Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

- Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного поля.

- Злоупотребление алкоголем.

- Употребление наркотических и токсических веществ.

-Уходы из дома, бродяжничество.

- Азартные игры.

- Прочие виды отклоняющегося поведения.

А.Е.Личко выделяет следующие формы проявления нарушений поведения:

- Делинквентное поведение.

- Побеги из дома и бродяжничество.

- Ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение.

- Девиации сексуального поведения.

- Суицидальное поведение.

Под делинквентным поведением А.Е.Личко подразумевает мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т.д.

Однако В.В.Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывал, что понятие "делинквентное поведение" должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, убийство. По мнению ученого, расширение границ термина "делинквентное поведение" приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками.

Известно, что в специальной литературе термин "отклоняющееся поведение" нередко заменяется синонимом – Девиантное поведение (от лат. deviatio – отклонение). Далее мы будем использовать оба термина – "отклоняющееся", "Девиантное" - в качестве взаимозаменяемых.

Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития. Девиантное поведение –это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения [24, 93].

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Отклоняющееся поведение имеет ряд существенных признаков. Целесообразно выделить некоторые специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически переходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение –это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности – навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывавшего срок наказания и вернувшегося в "нормальную" жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверии и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru