Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине » Особенности формирования связной речи у детей с ОНР

Особенности формирования связной речи у детей с ОНР

Страница 2

Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны. Поэтому самостоятельно дети не пользуются речью и общаются с окружающими невыразительными жестами, подкрепляемыми лепетными словами, или выразительными и эмоциональными мимикой и жестами, полностью заменяющими слова [25].

Вследствие недостаточного различения детьми дошкольного возраста грамматических форм у них наблюдаются неполное понимание речи взрослых и смысловые замены слов. Например, логопед просит ребенка сесть на стул, а ребенок берет и несет его, или вместо игрушечного буфета ребенок несет диван. Логопед говорит: "Игорь, ложись на живот" - ребенок ложится на спину. При повторении задания он переворачивается и снова лежит на спине, после следующего повторения ложится на бок. В другом случае, например в ходе ознакомления с машиной, логопед просит показать колеса, кабину, мотор - дети показывают только колеса [40, с. 204].

Большинство детей знают названия лишь ограниченного круга предметов и действий и не могут выполнить простейшие инструкции типа: "Возьми мишку", "Принеси пирамидку", "Подойди к шкафу", "Возьми кубики". Им легче понять инструкцию со словами дай и покажи: "Дай куклу (машину)", "Покажи носик (глазки)" [40].

Дети понимают обращенную речь, если общение происходит по поводу той ситуации, в которой они находятся. В случае непонимания детьми речи взрослые пользуются жестами.

При общем недоразвитии речи для детей младшего дошкольного возраста характерен ярко выраженный аграмматизм. Речевые средства, которыми владеет ребенок, недостаточны для его нормального общения с окружающими. Со временем ребенок начинает осознавать, что его речь непонятна для окружающих. Осознание этого отрицательно сказывается на формировании его характера. У некоторых детей появляется раздражительность, у других - замкнутость, стойкий негативизм, нежелание входить в контакт с окружающими, упрямство и т.д. [25, c.36].

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий [25].

При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, "теряют" действующих лиц, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова [47, с.78].

Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета [47].

Творческое рассказывание детям старшего дошкольного возраста с ОНР дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста [47, c.78].

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru