Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Пластическое интонирование как средство осознания младшими школьниками содержания музыки » Пластическое интонирование в процессе импровизации

Пластическое интонирование в процессе импровизации

Страница 1

Музыка оказывает влияние на развитие творческих способностей ребёнка. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому следует уделять много внимания видам музыкальной деятельности, развивающим творческий потенциал в ребёнке, стремится, наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением, отводить значительное место импровизации.

Импровизация – это исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время исполнения. Первоначально импровизация характеризуется канонизированным набором мелодических и ритмических элементов, варьированное сочинение которых не скованно канонами.

Импровизация – метод творчества в музыке и в некоторых других видах искусства, предлагающих создание произведений в процессе свободного фантазирования, экспромтом. Ценность импровизации как методического приёма в работе с детьми не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую – выработку интонационного и ладового слуха, вторую – развитие творческой фантазии. Большое внимание импровизации, как одному из видов творческой деятельности детей, уделяли в своих системах воспитания зарубежные педагоги исследователи, такие как Э. Жак-Далькроз, А. Дункан, З. Кодай, К.Орф и другие. Уже в 20-е годы нашего столетия Б. В. Асафьев в статьях, посвящённых вопросам музыкального просвещения и образования, писал о необходимости развития у школьников способности к импровизации. Ценность импровизации как методического приёма в работе с детьми, не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состоянии, важной мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу музыкальной формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное “взращивание” музыкальной мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.

Одной из сторон импровизации являются пластические импровизации. Они продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций подбирают музыкальные сочинения, имеющие программное содержание и в которых ярко, наглядно раскрывается музыкальный образ. Например во фрагменте из симфонического вступления «Океан – море синее » к опере Н. Римского-Корсакова «Садко» можно предложить ребятам движениями рук, покачиванием корпуса создать образ моря – то спокойно, величественного, то взволнованного, бушующего. Пластические импровизации могут являть собой самые разные образы: под музыку «Галопа» И. Дунаевского можно промчаться на лошадях, порхание маленькой птички изображают под музыку Э. Грига «Птички».

Повод для пластических импровизаций музыка даёт великое множество, учителю же необходимо с позиции методики определить:

1) какой образ по своему эмоциональному строю уместен для пластического воплощения на данном уроке, не помешает ли это работе его музыкальное окружение;

2) какую форму выбрать для конкретного произведения: индивидуальную, групповую, коллективную, импровизацию «по цепочке»

3) как точно и кратко сформулировать задание для учащихся по поводу сочинения пластической импровизации.

К пластическим импровизациям примыкают импровизации связанные с разыгрыванием народных песен. Как правило, это выполняют небольшими группами по 4-5 человек. Импровизацию-цепочку обычно начинает учитель, учащиеся её продолжают. Наиболее интересные в мелодико-ритмическом отношении импровизации рекомендуется разучить и исполнить всем классом. Завершить разучивание песни можно её разыгрыванием по ролям. Исполнение сопровождается звучанием инструментов, характерными движениями, мимикой и жестами.

Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.

Таким образом, метод пластического интонирования занимает важное место в современных программах по музыке. Так, в программе «К вершинам музыкального искусства» М. С. Красильниковой, А. В. Зарубы, Е. Д. Критской применяется метод палмофонии (звучащая рука), который значительно расширяет возможности использования метода пластического интонирования, делает процесс постижения музыки осмысленным и эмоционально-окрашенным. Методический приём «свободного дирижирования» и пластического интонирования предлагается в программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, где в музыкально-пластических движениях школьники передают содержание и характер исполняемых произведений.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru