Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
В условиях модернизации детских учреждений существенно преобразуется сложившаяся ранее и возникает принципиально новая коллективная и индивидуальная творческая деятельность. Различные виды деятельности требуют соответствующих типов объединений и форм общения в них.
Включение детей в любые виды деятельности должно иметь в своей основе дифференцированный подход, который предопределяет следующую последовательность действий:
- изучение и оценка возможности ребёнка;
- сопоставление полученных результатов с требованиями конкретной возрастной категории;
- отбор содержания, форм и методов наилучшим образом соответствующих задаче компенсации недостающих и стимулирующих развитие личности;
- разработка программы роста, рассчитанной на проявление инициативы, самостоятельности, творчества [14; 23; 30].
Обновление деятельности детских объединений возможно только при условии, когда признание самоценности детства, приоритетности прав, интересов, желаний детей в мире взрослых станет реальностью.
Диапазон творческих задач необычайно широк, при их решении происходит процесс творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности - всё то, что составляет творческие способности.
Творческая деятельность сложна по своей сущности. Она доступна только человеку. Для развития творческих способностей необходимы условия.
Первое условие развития творческих способностей определяется задолго до поступления ребёнка в школу, в самом раннем детстве: раннее физическое развитие, раннее чтение, письмо, знакомство с инструментами, материалами дают толчки развитию самых ранних способностей.
Второе условие: насколько возможно окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность, способствовали её развитию.
Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, требующего максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек доходит до «потолка» возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше. В школьной практике это реализуется через внеклассные творческие дела, которые на своих этапах разработки, подготовки проведения создают для ребёнка творческую среду, позволяющую осознать ему успешность своих действий, дойти до «верха» своих возможностей и превзойти их [5].
И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать ещё одно условие - четвёртое.
Ребёнку надо предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдёт ребёнку на пользу.
Последнее немаловажное - пятое условие предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку.
Игру принято называть основной нормой деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности. Удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Игра - способ самореализации и самоутверждения детей [16]. Это является центральным положением гуманистической педагогики. Не каждому ребёнку разнообразные видя деятельности, предоставляют активные роли. Игры же доступны всем, следовательно, игра даёт возможность каждому проявить себя, самоутвердиться и в тоже время игра может быть включена во все без исключения виды деятельности [2].