Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня » Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 1

Вопросами формирования фонематических процессов занимались: Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.Н. Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников строится на следующих теоретических положениях и принципах [20]:

Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов:

Формирование речи предполагает анализ, сравнение речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, то есть высокий уровень сформированности вербально-логического мышления, аналитико-синтетической деятельности в целом.

В связи с этим, усвоение языковой системы детьми должно быть основано на развитии мыслительных операции анализа, синтеза, обобщения, абстракции. Это и определяет необходимость тесной связи с развитием познавательных процессов, с развитием операций анализа, синтеза, обобщения, абстракции на речевом материале.

Взаимосвязь развития речи и моторики:

Развитие речи в онтогенезе связано с развитием точной ручной моторики, особенно в сензитивный период развития речи. Развитие ручной моторики, как показывают исследования М.М. Кольцовой, оказывают стимулирующие влияние на развитие речи. Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, регулирующих движения руки. Функционирование зон, обеспечивающих произвольные движения руки, вызывает активизацию, созревание речевых зон.

Развитие тонкой ручной моторики в дошкольном возрасте обеспечивает и готовность ребенка к овладению письмом.

Постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению.

Коррекционно-логическое воздействие должно учитывать выявленные специфические особенности высших психических функций дошкольников. На начальных этапах обучения необходимо использовать более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно –образное мышление; на последующих этапах обучения – более сложные мыслительные операции (обобщение, абстракция) с опорой как на наглядно-образное, так и на словесно-логическое мышление. Это дает возможность детям сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и в целом абстаргировать семантические и формально-языковые признаки речевых единиц.

Принцип учета поэтапности формирования речевых умений:

С учетом процесса интеоризации умственных действий (по П. Я. Гальперину, А. Н. Леонтьеву) можно выделить следующие этапы формирования речевых умений:

Первоначальная дифференциация языковых, речевых единиц на основе наглядно-образного мышления (анализ, сравнение по значение на основе использования наглядного материала) с опорой на внешние действия;

Закрепление дифференциации при восприятии, в импрессивной речи;

Интеоризация полученных речевых умений и навыков, перевод их во внутренний план, то есть выполнение действий в умственном плане, по представлению.

Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л.С. Выготскому)

Решение коррекционно-логопедических задач осуществляется на основе выявления имеющихся у детей трудностей, а также положения о том, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития данной функции, то есть того уровня, на котором выполнения задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога. В соответствии с этим, в ходе коррекционной работы используются задания возможно с незначительно помощью со стороны педагога. В соответствии с этим, в ходе коррекционной работы используются задания, стимулирующие активность и заинтресованность детей, способствующее переводу того или иного действия из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Онтогенетический принцип

Последовательность работы над речью определяется последовательностью е развития в онтогенезе (от простого к сложному, от более продуктивных к менее продуктивным, от семантически противопоставленных к менее противопоставленным). Необходимо учитывать, какие формы находятся в зоне ближайшего развития дошкольников.

Принцип дифференцированного подхода

Дифференцированный подход предполагает, прежде всего, учет психологический особенностей детей. Органическое повреждение центральной нервной системы, парциальность нарушений корковой функций проявляется в особенностях формирования сложных познавательных процессов, таких как мышление, восприятие, память, внимание и др.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru