Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Формирование эвристических приемов у учащихся 5-6 классов на уроках математики » История эвристического обучения

История эвристического обучения

Страница 1

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа (Сократические беседы), который путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю.

Беседу относят к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Считая, что он сам не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству – профессии его матери, называя его майевтикой. Подобно тому как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения».

Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих педагогов. О необходимости учить детей “открывать источники и выводить оттуда различные ручейки” писал в “Великой дидактике” Ян Амос Коменский. Педагогику естественного воспитания, опирающуюся на природосообразное развитие ребенка создавал Ж.-Ж. Руссо. “Единственный метод образования есть опыт” – такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педагогики и результатов работы своей школы для крестьянских детей [8].

В России пропагандировалось применение эвристической формы обучения в народных школах и считалось необходимым ввести ее изучение в учительских семинариях В начале XX в. мир завоевывают идеи “учения через деятельность” педагогов-прогрессивистов во главе с Дж. Дьюи. Получают распространение методы проектов, Дальтон-план, а далее – развивающее и проблемное обучение. Почти все новые концепции, методы и технологии обучения в той или иной мере включают в себя элементы эвристики.

Между тем есть все основания выделить эвристическое обучение в качестве особого типа и рассмотреть с эвристической точки зрения все основные элементы дидактики – цели, принципы, содержание, формы и методы обучения. Полученная в результате система обучения позволит решать задачи усиления продуктивности образования и индивидуальной самореализации учащихся.

Эвристическая дидактика – это теория обучения, устанавливающая цели, принципы, содержание и технологию такого типа образования, которое обеспечивает создание учениками и учителем образовательных продуктов и построение на этой основе индивидуальных образовательных траекторий в изучаемых областях знаний и деятельности.

Главная особенность эвристического обучения состоит в том, что оно предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме, ученик вначале осваивает опыт прошлого, “получает знания” и лишь затем применяет их, в том числе и творчески.

Считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися. Имеющиеся же знания, например в учебнике, являются обезличенными, зависящими подчас от субъективного мнения автора учебника или господствующей в государстве идеологии. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный характер, поскольку ученик изначально творит их в исследуемой области реальности.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать путь своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

В эвристике как молодой, развивающейся науке не все понятия достаточно четко определены. Это прежде всего относится к понятию "эвристический метод". Многие исследователи понимают под ним определенный эффективный, но недостаточно надежный способ решения задач. Он позволяет ограничивать перебор вариантов решения, т. е. сокращать число вариантов, изучаемых перед тем, как выбрать окончательное решение. Понятно, что это определение понятия "эвристический метод" не может быть признано удовлетворительны, так как в нем представлена лишь внешняя характеристика явления, но не раскрыты существенные его черты. Чтобы раскрыть существо этого понятия, необходимо иметь в виду, что сам термин "эвристический" применим к явлениям двоякого рода. Во-первых, можно рассмотреть как эвристическую деятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, во-вторых, эвристическими можно считать и специфические приемы, которые человек сформировал у себя в ходе решения одних задач и более или менее сознательно переносит на решение других задач.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru