Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Большую роль в этом играют обобщения, позволяющие сокращать количество той информации, на основе анализа которой человек приходит к открытию новых знаний, уменьшать число проводимых при этом шагов к достижению цели.
По словам Л. Л. Гуровой «весьма плодотворным в поиске пути решения проблемы оказывается ее содержательный, семантический анализ, направленный на раскрытие натуральных отношений объектов, о которых говорится в задаче. В нем существенную роль играют образные компоненты мышления, которые позволяют непосредственно оперировать этими натуральными отношениями объектов. Они представляют собой особую, образную логику, дающую возможность устанавливать связи не с двумя, как при словесном рассуждении, а со многими звеньями анализируемой ситуации, действовать, в многомерном пространстве» [3].
Новизна проблемы определяет новый путь ее решения: включение эвристических приемов, анализа содержания проблемы. Здесь наряду с словесно-логическими обобщениями также важны обобщения интуитивно-практические. Они возникают в процессе анализа наглядных ситуаций, решения конкретных практических задач, действий с предметами или их моделями, что облегчает поиск неизвестного, однако сам процесс этого поиска осуществляется интуитивно.
В результате творческого мышления происходит становление психических новообразований – новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии.
Творческое мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, особым процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим фактором в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям [12].
Эвристическая деятельность или эвристические процессы, хотя и включают в себя умственные операции в качестве важной своей составляющей, вместе с тем обладают некоторой спецификой. Именно поэтому эвристическую деятельность следует рассматривать как такую разновидность человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека.
Некоторые психологи для того чтобы как-то обозначить эти различия предпочитают в отношении такого вида мышления школьников употреблять термин «продуктивное мышление», а термином «творческое мышление» обозначать высшую ступень мыслительной деятельности. Однако по сути творческое, креативное, продуктивное мышление являются синонимами.
Креативное мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и выход за границы прошлого опыта, отступления от привычных ходов мысли, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации, оригинальность решений, их своеобразие, переключения от одних действий к другим.
Для творческого решения проблем важно не только выделить существенные признаки, но и, удерживая в уме всю их совокупность, действовать в соответствии с ними не поддаваясь на влияние внешних, случайных признаков анализируемых ситуаций. Так же важно открытие новых знаний, характерное для эвристического мышления, представляет собой скачкообразный, циклический процесс, в котором выступают как хорошо осознанные словесно-логические компоненты, так и подсознательные, интуитивно-практические компоненты; включение интуиции в процесс поиска новых знаний [12].