Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Для обучения эвристическим приемам необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей мышления. Возрастные особенности интеллектуального развития достаточно обширно исследованы. Выявлен ряд стадий развития интеллекта, дана характеристика каждой стадии в зависимости от ведущего вида мыслительной деятельности.
На первой стадии ведущим является наглядно-действенное, практическое мышление, которое осуществляется в конкретной ситуации, в процессе практических действий с реальными предметами.
На второй стадии преобладает наглядно-образное мышление; оно позволяет решать задачи на основе действий не с реальными предметами, а образами и представлениями, содержащимися в детском опыте. Связь мышления с практическими действиями хоть и сохраняется, но не является такой прямой, непосредственной, как раньше. Чтобы решать задачи ребенок должен отчетливо представлять себе её условия и требования.
На третьей, высшей, ступени развития ведущую роль в мыслительной деятельности приобретает отвлеченное, абстрактно-теоретическое мышление.
Мышление выступает здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений, выделяющих связи между различными сферами окружающего мира. Овладение понятиями, законами, теориями оказывает значительное влияние на умственное развитие школьников.
Оно раскрывает возможности самостоятельного творческого приобретения знаний, их широкого применения на практике.
Одним из важнейших принципов развития эвристического мышления является развитие разных видов мыслительной деятельности: и абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления.
Эвристическое мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе ее формально-логического анализа с использованием ему известных способов решения, убеждается в безрезультатности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволят решить задачу: эта потребность и обеспечивает его высокую познавательную и учебную активность.
Мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, уровень ее (продуктивности) в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где уровень продуктивности достаточно высок, говорят о творческом мышлении как особом виде мыслительной деятельности. Условие возникновения такого мышления – наличие проблемной ситуации, которая способствует открытию новых знаний и стимулирует высокую активность решающего задачу субъекта.
Нахождение искомого предполагает открытие не известных субъекту признаков, нужных для решения проблемы, выявления связей между признаками и тех способов, с помощью которых они могут быть найдены.
Человек вынужден действовать в условиях неопределенности, намечать и проверять ряд возможных решений, осуществляя выбор между ними. Он ищет ключ к решению на основе выдвижения гипотез и их проверки, т. е. способы решения основываются на том, что человек может знать к какому результату придет, выполнив преобразования [12].