Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Роль семьи в духовно-нравственном воспитании » Понятие духовности, нравственности в педагогической мысли и важность их воспитания в ребенке

Понятие духовности, нравственности в педагогической мысли и важность их воспитания в ребенке

Страница 1

Воспитание нравственности и духовности во все времена являлось одной из основных педагогических проблем, занимающей умы великих педагогов, писателей, государственных деятелей, таких как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, В.А. Сухомлинский и др.

Духовность, по мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.[4]

Классическая педагогика рассматривала духовность как некую внутреннюю нравственную сущность человека. «Назначение первичного воспитания в том, чтобы вовремя разжечь божественные огоньки, таящиеся под телесной оболочкой» – писал Я.А. Каменский.

Значительную роль в воспитании духовности классическая педагогика отводит религии. Я.А. Каменский считал, что стремление к всеобщей гармонии добродетелей возможно, если сердца будут насыщаться «божественной любовью». И только ту школу можно назвать «истинной мастерской людей», в которой «дети уже на земле приучались бы жить небесною жизнию». [8]

К.Д. Ушинский называл религию «неисчерпаемым источником нравственного и умственного развития». Он подчеркивал: «Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, – это идеал, представляемый нам христианством». [19]

Классики советской педагогики стержнем духовных поисков человека считают его идеалы. Идеал как высшее порождение духа интегрирует в себе самое существенное, генеральные моменты самосознания человека. В идеале выражается цель и смысл жизни, той жизни, которая достойна, называться подлинно человеческой. Идеалы рождаются в процессе многосложного освоения мира. Идеалы как духовные стремления побуждают человека к деятельности, к активному преобразованию мира. «Идеал – это духовная сердцевина личности», – утверждал В.А. Сухомлинский. [17] Идеалы в советской педагогике тесно переплетались с активной деятельностью на благо государства и общества.

Таким образом, основные идеи классиков отечественной педагогики относительно духовно-нравственного воспитания можно сформулировать следующим образом.

Человек становится человеком, когда пробуждается его душа. Воспитание человека – это, прежде всего воспитание его души.

Развитие духа идет во взаимодействии с миром. Смыслом этого взаимодействия является самосознание, самоопределения личности.

Человек живет в реальном мире, среди людей. Воспитание должно помочь человеку осознать свою связь с миром, с другими людьми и найти свое место в мире.

Духовные способности человека раскрываются в процессе свободной творческой деятельности.

Итак, духовность развивается в процессе нравственно-эстетического освоения мира и проявляется в поведении человека в соответствии с общечеловеческими моральными ценностями, а также в созидательном творческом труде на благо общества.

Понятие «нравственное воспитание» Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. [14]

Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения.»

«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она проявляется в общественно ценных свойствах и качествах личности, в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru