Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Если выраженность стресса у ребенка минимальна, то в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного периода, как о страшном сне. Но это в случае легкой адаптации. Если же стресс в полной мере овладел ребенком (при тяжелом типе адаптации), то будьте готовы - в скором времени произойдет срыв и ребенок заболеет. [18, c.164]
Теперь немного подробнее о том, что происходит с психикой ребенка в этот период. Малыша после определения в детский сад, как будто подменили. По любому поводу – истерики и капризы. Он растерял все навыки самообслуживания, которые знал, у него опять намокают штанишки, он как будто забыл, как пользоваться ложкой, он почти перестал говорить, по крайней мере, - предложениями. Полное ощущение, что ребенку не три года, а едва исполнилось два. [13, c.54]
Психологи называют это явление регресс. Так любой человек, особенно ребенок, реагирует на стресс, как бы "отступает" в своем развитии на шаг назад, теряет все то, что приобрел. Обычно все возвращается на свои места очень быстро, как только заканчивается адаптационный период. А еще ребенок становится нервным и пугливым, а самое главное – почему-то, совсем не хочет ходить в детский сад. Еще вчера он торопил маму, спрашивал, когда же он пойдет играть с другими детьми, а сегодня, он изводит маму плачем, да таким горьким, что сердце кровью обливается, он просит не вести его никуда, что он будет хорошим, пусть только мама оставит его дома. Да он просто боится идти в сад.
Страх – обычный спутник адаптационного периода. В новой обстановке ребенок во всем видит скрытую угрозу для себя. Он боится незнакомых детей, нового помещения, чужих взрослых, которых он должен теперь слушаться, боится сделать что-то не так и быть наказанным. И, наконец, он панически боится, что мама его забудет, не придет за ним.
А еще большинству детей очень нелегко дается налаживание контакта с незнакомыми детьми. До сих пор рядом всегда была мама, за которую, можно было спрятаться. А теперь он сам за себя. Кстати, как только малыш наладит контакт со сверстниками в группе – адаптационный период, можно считать, прошел. Это самый мощный стимул, отвлекающий от любых страхов и тоски по маме.
Но, наконец, наступает такой момент: отпросившись с работы, мама летит в детский сад, с ужасом представляя себе, как малыш стоит под дверью, ждет её и плачет, плачет. Она залетает в группу и с удивлением видит свое чадо вовсе не плачущим, а весело играющим с другими детьми. Мало того: он со слезами молит не забирать его, а дать поиграть еще немного.
Но это еще впереди. А пока над малышом властвует стресс.
Что же провоцирует стресс ребенка в период адаптации к детскому саду? Это - отрыв от матери. Известно, что в этом возрасте малыш неразрывно связан с мамой. Мама - это самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И вдруг мама "обменяла" его на какую-то работу. Предала. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Как произошло, что любимая и самая лучшая на свете мама бросила его в новой обстановке и среди незнакомых детей? Чтобы в этой обстановке "выжить" необходимо вести себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени адаптации ребенок быстро (до 1 мес.) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем малыш будет быстро адаптироваться в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и "заделом" на долгие годы. [16, c. 28]