Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
-Очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – "несадовский" ребенок.
Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать. При этом, они хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша. Родители уверены в себе, с доверием относятся к воспитателю, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.[18, c.66]
Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: "Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо". Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. С воспитателем они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.[10, c. 187]
Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии.[10, c.68]
Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж — зависимая жена или авторитарная бабушка ребенка — зависимая мать.[8, c.54]
Специалисты называют период привыкания к саду – адаптационным периодом. Адаптация бывает легкая, быстрая и почти безболезненная, а бывает - тяжелая, максимально выраженная. Какой вид адаптации будет у вашего ребенка, зависит от многих факторов, начиная с условий протекания беременности и кончая особенностями центральной нервной системы ребенка и стиля воспитания принятого в семье. Обычно опытный врач-педиатр может точно определить, легко или сложно будет протекать адаптационный период у вашего малыша. Но при любом прогнозе негативные сдвиги в организме ребенка все же будут происходить, сдвиги на всех уровнях и во всех системах организма. То, что вы наблюдаете в поведении малыша - лишь надводная часть айсберга. Весь организм и психика ребенка в это время постоянно находится под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Можно сказать, что ребенок все это время находится, в лучшем случае, на грани стресса, но, чаще всего он ощущает его в полной мере. [19, c. 124]