Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Систематизированные, выстроенные в логике учебного предмета знания о культуре могут стать основой деятельности детей, которая порождает культурные события, эстетические объекты значимые для участников образовательного процесса. Перенос учебной предметности в культурную практику школы связан с освоением проектирования не только образовательного содержания, но и особых универсальных, актуальных для всех участников жизненных пространств. Архитектура и предметное окружение, стиль школьной среды и качество культурно-образовательного пространства, информационные потоки и интерактивные выставки, культурные акции, досуг, творческая деятельность, личное развитие и общение – все эти формы школьной жизни могут стать направлениями в гуманитарном проектировании и темами творческих работ слушателей. Детальное описание проектирование благоустройства у нас на сайте.
Любая тематическая программа при работе в ней предлагает удерживать три позиции.
1 позиция (организует практическую и творческую работу учителя). Работа в поле исследования предполагает разработку и авторскую интерпретацию проблем (тем), указанных в этом разделе. Углубление теоретических знаний, разработка системных взглядов на привлекаемый к программе контекст, знакомство с информационными источниками – задачи учителя. Возможные результаты: построение оригинальных тематик, выявление значимых для конкретной школы и участников образовательных направлений деятельности.
2 позиция (предполагает содержание практической деятельности ученика). Поле деятельности предполагает выполнение технических, аналитических и творческих заданий в группе учащихся либо в режиме самостоятельной работы. Творческие задания могут выполняться по выбору учащихся, дополняться и формироваться учителем на иных технологических основаниях. Уровни творческих заданий предполагают движение по цепочке:
· Проба-экспромт, поисковый графический эскиз.
· Плановая разработка проектного задания и исполнение фрагмента в материале.
· Системные действия по созданию выставочных экземпляров, пространственных объектов, дидактических пособий и других сложных объектов.
3 позиция. Особый раздел программы (поле восприятия архитектурной среды и школьного пространства, изменения, оформления и дизайна школьной среды, создания выставок и интерактивных образовательных пространств) определяет возможные пробы деятельности, фрагменты дизайн-практики в условиях школы.
Данная программа (приложение 1) базируется на совокупности целевых установок и принципов:
1. Целостное формирование образа школы (пространственное, цветовое, семантическое, психологическое) с индивидуализацией ее особых функциональных блоков.
2. Доступность, открытость культурно-образовательного пространства для ребенка. Мобильность, вариативность предметного содержания, как фактор, стимулирующий ребенка к культурной деятельности.
3. Участие ребенка в жизнедеятельности школы от уровня проявления его собственных эстетических предпочтений до проектирования и реализация творческих идей.
4. Совместное с детьми переживание, освоение и сохранение внутренней (школы) и внешней (прилегающих территорий, природных и культурных объектов города) среды.
5. Введение в качестве ядра программ по искусству истории архитектуры, основ художественного проектирования и дизайна.
6. Выделение зон самостоятельного (нерегламентированного) развития детей (свободные изобразительные поверхности, оснащенные материалами досуговые помещения, конструкции для «игрового» экспонирования, театральных импровизаций, полиграфии и т.д.)
Обучение дизайну в данной школе нацелено на исследование доступных детям проблем, развитие воображения и мышления, способностей организовывать и планировать свои действия, представлять и защищать их результаты.
В свободной атмосфере работы над выбранными проектами дети развивают свои способности:
ü Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
ü Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
ü Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, терпимость к другому, самодисциплина;