Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста в начальной школе экспериментального типа » Метод проектов как актуальная проблема периода реформы в образовании. История проектной деятельности

Метод проектов как актуальная проблема периода реформы в образовании. История проектной деятельности

Страница 1

В конце XIX века в американской педагогике происходит коренной пересмотр устоявшихся подходов к образованию, обнаруживается несостоятельность традиционной системы воспитания и обучения. К началу XX века появляются новые концепции относительно образовательного процесса, выразителем которые становится Джон Дьюи. Разрабатывая практическую педагогику, Дьюи исходил из следующих философских предпосылок [1]:

Разум не является самодовлеющей сущностью, оторванной от человеческого организма в его целостности. То, что мы называем разумом, формируется в процессе социального опыта. Дьюи рассматривал психику как функцию человеческой деятельности, подобно мышлению и исследованию окружающего мира. Понятие разума относится именно к человеческому поведению, к установке и оценке его последствий, а не к некой субстанции, состоящей из миллиардов клеток, в которых фиксируется жизненный опыт индивида.

В качестве «основного инструмента» индивида рассматривается интеллект, с помощью которого он разрешает возникающие в жизни проблемы, включая научные и образовательные. Под образованием Дьюи подразумевает такую реконструкцию или реорганизацию опыта, которая увеличивает значимость уже имеющегося опыта, а также способность направлять ход усвоения последующего опыта.

Сущностью процесса учения является открытие - постоянное реальное воплощение чего-то нового. Ребенок учится на основе теоретического мышления [8], при этом каждая решенная им задача является творческим актом решения. Поэтому эффективность процесса обучения связана с заменой пассивного, основанного на зубрежке, учения активной формой социального взаимодействия в стенах школы и означает также тесное соприкосновение с окружающей природной и социальной средой.

Исходя из философского осмысления сущности ребенка и основных положений теории познания и мышления, Дьюи сформулировал ведущие идеи прагматической педагогики. В понимание сущности ребенка Дьюи вкладывал деятельный характер его натуры. Он утверждал, что дети – динамичные существа, а не реактивные механизмы, целостные существа, а не собрание условных рефлексов.

В обучении следует делать упор на решение реальных проблем, т.к. приобщение к ним вызовет активное отношение у учащихся, что будет способствовать разрешению их сознательного и эффективного участия в социальных процессах. Обучение и усвоение знаний должно осуществляться на активной, а не на пассивной основе. «Ребенок – это не сосуд, который необходимо заполнять, а светильник, который нужно зажечь».

С именем Джона Дьюи связана, прежде всего, реализация метода проектов, ориентированного на целесообразную деятельность детей с учетом их интересов. В педагогической литературе приобрела известность в 1908-10 гг. в описании «домашних проектов», применявшихся в сельских клубах молодежи, а затем стал вводиться в организацию процесса обучения в опытных частных школах. С 1911 года термин «проект» был узаконен Бюро воспитания США и стал все более укрепляться в американской педагогике: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца».

В основе системы проектного обучения лежат не только идеи Дьюи, но и Лая, Торндайка и В.Х. Килпатрика. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Исследовательская свобода учащихся является существенным элементом методики обучения. Деятельные умы не могут развиваться без исследовательской свободы.

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru