Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умения и навыков, которыми школа должна вооружить детей.
Очень важно для разработки системы уроков внеклассного чтения, как и других форм этой работы, выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.
1 класс – это подготовительный этап, 15 – 20 мин. Проводится один раз в 2 недели и фиксируется в журнале 2 темы - 1-ая тема урока, 2-ая тема внеклассного чтения.
Проводить строго по расписанию в один и тот же день. Основной метод – слушание, рассматривание. Можно иногда привлекать читающих детей. В буквальный период – небольшие произведения на 1 – 2 страницы. В послебукварный период – небольшие детские книги, объемом около 30 страниц. Примерная тематика уроков – в программе.
Структура урока внеклассного чтения в 1 классе.
[Неборская Т.А.]
1. Подготовка учащихся к восприятию произведения (2 мин.). Рассматривание книги.
2. Выразительное чтение учителем и восприятие его учащимися на слух (5 – 7 мин)
3. Коллективное обсуждение прочитанного (7 – 10 мин.). Применяются беседы, вопросы, иллюстрации, игра, этюд и т.д.
4. Рассматривание книг: обложка, заглавие, фамилия автора, иллюстрации внутри книги. Обложка должна быть как можно примитивней, без лишней информации.
К уроку необходимо:
1. Специальный психологический настрой.
2. Нельзя проводить в разные дни и увеличивать или уменьшать количество встреч учащихся с книгой и удлинять эти занятия (в ГПД не следует нагружать чтением – это переизбыток).
3. Первоклассники не готовы к детальному анализу читаемого. Нужно учить слушать и размышлять над прочитанным.
4. Обязательно рассматривать книгу.
Структура урока внеклассного чтения во классе.
Урок во 2 классе состоит из двух частей.
1 часть 1. Работа с выставкой книг, ориентировка в книгах (5 мин)
2. Чтение Произведения или отрывка вслух
3. Беседа – рассуждение о прочитанном (5 мин)
2 часть 1. Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать (рассматривают до чтения, предугадывают) (5 мин)
2. Самостоятельное чтение учащимися названного учителем произведения (10 – 12 мин)
3. Коллективная беседа о прочитанном (7 – 10 мин)
4. Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущий срок (1 – 2 мин) (можно домашнее задание, не обязательно, но рассказать, что и как искать)
Таких 9 уроков. Это в идеале такая форма.
На уроках внеклассного чтения по ориентировке детей в книгах используют тренировочные упражнения.
3 типа тренировочных упражнений:
1. Определение темы урока по выставке книг. Например: подбор сказок. Рассмотреть на перемене. – Почему вы считаете, что это будут сказки. Один подходит, берет книгу: «Здесь написано…»
2. Ориентировка в группе книг и выбор нужной по заданным учителем признакам. Например: найдите книгу, которая рассказывает о детях и т. д.
3. Самостоятельное оглавление выставки книг, определение того, можно ли ее дополнить новой книгой.
Например: Л.Кассиль, С. Барузин. «Галина мама»
Можно ли ее добавить до выставки? Почему?
3 Класс – основной этап
Проводится 1 раз в месяц.
Основной метод: чтение + рассматривание книг. Учащимся дается большая самостоятельность. Объем от 16 до 150 страниц. Используется детская педагогика, справочная литература, баллады, поэмы.
Структура урока внеклассного чтения в 3 классе