Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
1. Проверка домашнего задания
- В начале урока необходимо повторить материал по данной теме, либо данного автора. Это способствует актуализации читательского опыта учащихся. Привлекать знания и из уроков внеклассного чтения.
- Нужны специальные тренировочные упражнения, направленные на совершенствование чтения детей. Это разминка перед чтением (слоговички, таблицы, 5 – и минутное чтение и т.д.).
- Иногда на дом можно задавать знакомство с новым произведением, т.к. в классе разбиралось маленькое произведение.
- В 1-м классе во втором полугодии можно задавать чтение на дом.
2. Введение в тему или подготовка детей к восприятию произведения
Нужен один мостик от одного ко второму этапу
Приемы: объявлена тема урока
а) Рекомендуется писать ее на доске
Больше читать ее детям. На уроке дети читают все, что можно.
б) На доступном языке слева на доске написать:
учимся бегло читать…фантазировать и т.д.
в) Дети всегда читают тему, задачи или ход урока. Но это практиковать не всегда.
Г) Проводить беседу с применением наглядности, но не перебарщивать.
д) Беседа о книгах, которые читали.
е) Очные и заочные экскурсии.
ж) Рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся.
з) Загадки, ребусы, викторины, кроссворды.
и) Словарная работа – сам учитель выбирает, какие слова объяснять до, какие после чтения.
к) Прием антиципация – предугадывание, предвосхищение (предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения))
3. Первичное целостное восприятие произведения
- Кто первым читает текст? Это зависит от размера, сложности и т.д.
2 класс – учитель обязательно
– 4 класс – можно комбинировать, про себя, учитель – ученики
Очень эмоциональный отрывок всегда читает сам учитель.
Здесь задаются вопросы на эмоциональное восприятие
- Что вас обрадовало? Огорчило? И т.д.
4. Вторичное чтение текста
Используется любой вид чтения.
2 класс – прием жужжащего чтения текста обязателен (птичий базар)
5. 1 –ая ступень анализа произведения
- Анализирует фактическое или конкретное содержание произведения
2 класс – больше вопросов: Кто? Кого? Куда?
Но нельзя сразу: А почему?
Как ты думаешь?
Важно выделить нескольких лиц.
6. 2 – ая ступень анализа произведения
Это эмоционально – образное содержание произведения.
В центре анализа произведения ОБРАЗ /человека, природы, картины/
Если анализируется образ человека, то используется выборочное чтение, анализ поступков, речи. Главное, обратить внимание на эмоциональное состояние произведения; анализ эмоционального настроения всего произведения; анализ отношения автора, каким образом автор его выражает.
Используемые приемы: выборочное чтение и перечитывание с обязательным заданием; для 1 – 2 классов – иллюстрирование, живые картинки.
7. Обобщение прочитанного
а) Обобщение проводить на каждом уроке литературного чтения, определить главную мысль произведения или нескольких мыслей.
б) Обобщить основные черты персонажей произведения, сравнить их.
в) Составить рассказ о них.
г) Окончательное отношение читателя к картине природы, к персонажу, ко всему произведению.
8. Выразительное чтение произведения, либо его отрывка.
Учитель проводит работу над тем, чтобы ребенок предал, сумел во время чтения свое отношение к персонажу и отношения автора.
9. Творческая работа.