Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности развития письменной речи у детей с социально-педагогической запущенностью » Письменная речь как предмет обучения

Письменная речь как предмет обучения

Страница 1

Постановка проблемы формирования готовности к овладению письменной речью предполагает прежде всего определение и рассмотрение тех форм работы, используемых как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах, посредством которых осуществляется развитие и контроль навыков письменной речи.

К началу школьного обучения, ребёнок в норме достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Объём словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, дети используют в своей устной практике предложения – как простые, так и сложные, владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой их речи является ситуативность, что определяется основным видом деятельности – игрой.

Для детей с проблемами в развитии характерны несформированность лексико–грамматического строя языка и фонетико–фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов.

С началом систематического обучения происходят существенные изменения в речевом развитии детей. Во - первых, резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности: ребёнок говорит не потому, что его к этому побуждает так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс, т.е. резко изменяется мотивация речи. Во - вторых, в жизни ребёнка появляется письменная речь. В течение нескольких месяцев параллельно с чтением первоклассники овладевают элементарным навыком письма. За это время школьники должны:

а) научиться правильно сидеть при письме, держать тетрадь в нужном положении, пользоваться ручкой, соблюдать правила гигиены письма, придерживаться строки, соблюдать поля;

б) осмысливать слова, воспринимаемые на слух или зрительно, разделять их на звуки (фонемы), обозначать последние буквами (графемами);

в) сформировать чётко дифференцированные зрительно – двигательные образы письменных букв;

г) научиться писать в соответствии с «Прописями» все буквы русского алфавита, строчные и прописные, соотносить их размеры, располагать на строке, соединять буквы между собой, делать пробелы между словами, переводить печатный текст в письменный;

д) уметь записывать слова и предложения из трёх – четырёх слов рослее их звуко–буквенного анализа с помощью учителя и без помощи;

е) списывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;

ж) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.

С формирования этих общеучебных необходимых навыков и начинается овладение письменной речью.

Дальнейшая работа по развитию письменной речи строится в трёх направлениях:

- над словом

- над предложением

- над связным текстом.

Практика и опыт учителей свидетельствуют о том, что одним из наиболее действенных средств развития письменно – речевой деятельности являются творческие письменные работы учащихся. Под творческими письменными работами понимаются продуктивные виды самостоятельной письменной речи, т.е. сочинения и изложения.

Виды сочинений отличаются большим разнообразием. Сочинения классифицируются по источникам, по степени самостоятельности и методам подготовки к письму, по жанру и типам текста, по стилю. Изложения подразделяются по способу восприятия исходного текста и по характеру его воспроизведения.

Говоря о роли и месте творческих работ в системе развития письменной речи, существуют разные точки зрения. Однако наиболее продуктивным способом, влияющим на развитие умения письменно излагать свою мысль, является сочинение.

В работах Эльконина Д.Б., посвящённых изучению развития устной и письменной речи учащихся, наглядно продемонстрировано, что максимальные возможности произвольной речи обнаруживаются в свободном письме, а не в «пряморепродуктивных» формах ( списывании и диктанте ), которые преобладают в процессе обучения русскому языку в начальной школе. «Практике обучения письменной речи, дисциплинирующей мышление, приучающей ребёнка к расчленению потока мысли и развёрнутому её выражению, необходимо уделять гораздо больше внимания» - рекомендует Д.Б. Эльконин.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru