Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся 7-8 классов во внеклассной деятельности по информатике » Возможность развития творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности с использованием метода проектов

Возможность развития творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности с использованием метода проектов

Страница 2

Как же можно осуществлять руководство творческой деятельностью в процессе обучения информатике? Ведь творчество в процессе обучения в целом менее структурировано, нежели в процессе научного поиска, и оно во многом совпадает с понятием "самостоятельная деятельность учащихся". С другой стороны, иногда результаты творчества учащихся, по сути, мало, чем отличаются от результатов научного творчества. Подобный "разброс" в определении творчества в процессе обучения объясняется, в первую очередь, тем, что творчество в процессе обучения не самоцель и выступает как средство деятельности учащихся и как своеобразный "маркер" успешности процесса обучения.

Далее рассмотрим этапы проектной деятельности и творческой, определим их взаимосвязь.

Структура проектной деятельности содержит:

анализ проблемы;

постановка цели;

выбор средств ее достижения;

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

оценка полученных результатов и выводов.

Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).

2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).

4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов – то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок).

5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

Все эти этапы, безусловно, можно пройти, выполняя проекты, а если делать их во внеучебной деятельности, то результат может быть выше. Это может быть связано с тем, что для развития творческих способностей требуется отсрочка по времени на 3 и 4 этапами. Реализация проекта на внеклассных занятиях дает такую возможность. Можно сделать вывод, что этапы творческой и проектной деятельности частично сходны.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении задач;

развитие творческих способностей;

смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

формирование чувства ответственности;

создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;

прививает общую информационную культуру школьника;

реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;

является платформой для реализации межпредметных связей.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Эта особенность на прямую связана с возрастными особенностями учащихся средней школы. (см. гл. 1, п. 2). Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это его успешное применение, именно, во внеклассной деятельности, связанное с ее особенностями [29]:

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием формирует личностные качества учащихся.

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru