Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Психодиагностика речи дошкольников » Основные требования к устной речи и мышлению дошкольников

Основные требования к устной речи и мышлению дошкольников

Какую же речь можно считать хорошей? Наверное, ту, которая будет отвечать следующим требованиям:

Содержательность речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления – вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой. Приучить детей говорить только содержательно – очень важная задача учителя начальных классов.

Требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем ученик говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо важного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Речь правильна, если ученик может не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений:

точность речи;

выразительность;

ясность.

Под точностью понимают такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль. Это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы того, кому рассказывает (пишет). Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами. Выбор языковых средств зависит от ситуации, от обстоятельств речи: так дружеская беседа девочек будет резко отличаться от их же сочинений.

Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение говорить (читать) выразительно, достаточно громко (но не кричать), владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр. Кроме того, методика развития речи тесно связана с логопедией – практикой исправления недочетов произношения.

И выразительность, и ясность речи предполагают также ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (слов – паразитов), грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов и т.п.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru