Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Содержание, принципы и пути полового воспитания детей дошкольного возраста » Половое воспитание дошкольников

Половое воспитание дошкольников

Страница 1

половой воспитание маскулинность феминность

Все исследователи единодушны во мнении, что первые 5-6 лет жизни – это тот период, когда формируются базисные слои психики и личности, существенно влияющие на динамику последующего развития. Ребенок проходит путь от способности к общению до потребности в общении, выделяет себя из среды, осознает свое "Я" и к 6-7 годам начинает осмысливать свои переживания. Это возраст, когда адаптация преобладает над индивидуальностью, но и предполагает ее как необходимое условие. Даже в младенчестве могут быть выявлены различия в поведении мальчиков и девочек. От предпосылок психосексуальной дифференциации к сформированным половым ролям – таков путь дошкольника.

Связанные с полом различия обнаруживаются уже с первых дней жизни. Различия игрового поведения прослеживаются в 13 месяцев: игры девочек более пассивны. Различия в содержании и стиле игры существуют уже на 2-ом году жизни, а к 4 годам мальчики более маскулинны, чем девочки феминны. Кризис 3х лет протекает у мальчиков резче и конфликтнее.

Как уже говорилось, в дошкольном возрасте происходит становление половых ролей (идентичностей). И.И.Лунин считает, что отправным моментом формирования первичной половой идентичности до начала речевого развития ребенка являются коммуникативные средства, используемые при общении с ним. В ходе половой идентификации ребенок и подыскивает названия для проявления пола, и наполняет обозначения пола конкретным содержанием.

Что касается сексуального поведения детей, то сюда войдут различные способы раздражения гениталий; поглаживание, царапание тела; сосательные движения; кусание губ и ногтей; ковыряние в носу; сквернословие; задержка дефекации и мочеиспускания; стремление причинить физическую или душевную боль и т.п., но в целом эти и другие проявления следует считать условно сексуальными. Сексуальность у ребенка представлена не целостным качеством, а его разрозненными элементами, а внешнее сходство поведения ребенка с поведением взрослых не означает идентичности мотивов и переживаний ребенка и взрослого.

В ходе формирования физической идентичности ребенок, начиная с раннего возраста, открывает различные части тела и знакомится с доставляемыми ими ощущениями. Телесное удовольствие от манипуляций с гениталиями младенец начинает получать не раньше 6-месячного возраста. Младенческая мастурбация встречается чаще у девочек и чаще всего проходит без каких-либо последствий. Стереотипность ее появления и преходящий характер заставляют думать о неравномерности созревания глубоких структур мозга, которую не следует непременно связывать с отклонениями, однако уместна консультация врача, если мастурбация к 2м годам сохраняется.

В младенчестве родители составляют основную среду обитания ребенка, от которого зависит развитие его психики. Если же ребенок вынужден находиться в условиях депривации, то его эмоциональный мир не получает необходимых стимулов к развитию, и ребенок рискует вырасти недостаточно способным к контакту, с какими-либо нарушениями психики (ощущение беззащитности, страха, тревоги и т.п.) Предпочтение матери младенцем начинается с 5-6 месячного возраста до 5-7 лет, когда происходит подготовка к более самостоятельной жизни. Наибольший же интерес вызывает не отдельное понимание миссии отцовства и материнства, а роль семьи, где обе эти миссии обретают конкретное выражение. Поэтому половое воспитание в семье – не просто сумма влияний взрослых на ребенка, а сложная система влияний взрослых и ребенка друг на друга. Такие влияния побуждают ребенка на этапе интенсивного полоролевого формирования к собственной активности, поисковому поведению.

Отношение к половому воспитанию дошкольников очень неоднозначно. Так, некоторые зарубежные исследователи считают, что современное половое воспитание, пытающееся привить ребенку взгляд на сексуальность как нечто нормальное и прекрасное, попросту не считается с тем, что ребенок может воспринимать сексуальность как нечто отталкивающее, и это может иметь для детской психики важную защитную функцию. В отечественных публикациях основное внимание сосредоточено на необходимости привития гигиенических навыков, избегании сексуальной стимуляции, важности этических норм, корректности демонстрируемых взрослыми отношений.

Говоря о половом воспитании, врач не может не дать режимно-гигиенических рекомендаций, причем значение их усиливается тем, что воспитывая детей в более благоприятных условиях, чем росли они сами, родители не всегда могут соблюсти необходимую меру в уходе за ребенком. Сведения о темпах полового развития должны даваться так, чтобы представления родителей о развитии не вели к самостоятельной гипердиагностике и домашним мерам. Оптимальный возраст для обучения навыкам опрятности – 1-2 года. Примерно в 1 год нужно знакомить ребенка с горшком. На 2-3 году жизни ребенок изучает свое тело при любом обнажении; здесь необходимо спокойное, дружелюбное, без гнева отвлечение, разъяснения при вопросах ребенка предупреждают избыточную фиксацию на этом. Несмотря на полезность режимно-гигиенических советов, они никоим образом не исчерпывают полового воспитания. Очень важно естественное и спокойное отношение взрослых к телу и телесным отправлениям.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru