Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Однако, чтобы перейти от заочного к отвечающему современным стандартам дистанционному образованию, необходимо и новое планирование учебного процесса, и новое поколение специально предназначенных для самостоятельного изучения учебно-методических пособий и материалов, и новые подходы к проведению учебных занятий, аттестации, и применение новых информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения дистанционной поддержки обучения, и переподготовка педагогов для работы в новой образовательной сфере.
Следует отметить, что если заочное обучение является типично национальным феноменом – в каждой стране своя система, то дистанционное обучение на базе информационных технологий имеет интернациональный и глобальный характер. Кроме традиционных учебников студенты получают возможность доступа к большому объему текстовой, аудио- и видеоинформации, прохождения тестирования и предоставления выполненных работ, общение друг с другом на значительных расстояниях. Таким образом, обеспечивается гибкость, вариативность, доступность, удобство и скорость коммуникации для обучающихся. Суть же дистанционного образования сводится к максимизации преимуществ от самообучения, в создании условий, когда не преподаватель, а обучающийся является ключевой фигурой в процессе обучения.
Господарик Ю.П. [см.: 3.4.] также считает, что формирующаяся сегодня модель дистанционного обучения, в создании которой активное участие принимают колледжи и вузы, является, скорее, разновидностью заочного обучения, только с использованием компьютерных телекоммуникаций. В этой модели курсы дистанционного обучения представляют собой набор лекций, отправляемых пользователю порциями или целиком для самостоятельного изучения. Получив учебные материалы, пользователь (студент, абитуриент) работает с ними дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. При этом учитываются индивидуальный стиль деятельности, способности и потребности пользователя, который может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее.
Современные программы дистанционного обучения, как правило, снабжены терминологическими и им подобными словарями, в некоторых случаях содержат ссылки, открывающие доступ к отечественным и международным базам данных. Предусмотрена периодическая отсылка по электронной почте выполненных пользователем заданий, которые рецензируются преподавателем-куратором и возвращаются к пользователю с замечаниями и рекомендациями.
Полат Е.С. [см.: 3.10.] считает, что заочное обучение нельзя смешивать с дистанционным хотя бы и потому, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность, причем не только между преподавателем и обучающимися, но и между обучающимися, независимо от того, на каком носителе расположено основное содержание обучения (в сетях или на CD). Взаимодействие осуществляется на основе компьютерных телекоммуникаций. Здесь все признаки учебно-вспомогательного процесса (учитель, учебник средства обучения, соответствующие методы обучения и организационные формы), чего нельзя сказать о заочной форме обучения.
Отсюда следует, что новая форма обучения не может быть полностью автономной, изолированной от других форм обучения. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим образовательным программам), с тем же содержанием. Но формы изучения материала, формы взаимодействия педагога и обучающихся, а также обучающихся между собой будут иными.
Различие этнических, культурных и социальных контекстов традиций, к которым принадлежат пишущие о дистанционном образовании авторы, обуславливают отсутствие общепринятого определения дистанционного образования. Такое положение можно считать естественным для нового направления, а многочисленность определений подтверждает в целом актуальность и новизну векторов исследований дистанционного образования. Андреев А.А. [см.: 2.1.] обращает внимание, что, довольно часто о дистанционном образовании даже специалисты говорят без необходимого понимания того, что стоит за этим понятием.
В области теории и практики дистанционного обучения и образования определенный категориальный аппарат складывается из различных научных подходов, взглядов и пониманий дистанционного обучения. В исследованиях, посвященных дистанционному образованию, мы можем найти многочисленные и разнообразные определения понятий самого дистанционного обучения. Их классифицируют как с точки зрения формы, метода, способа, процесса обучения, так и комплекса образовательных услуг, технологий.