Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
По нашему мнению, применение такого опросника является хорошим дополнением к описанным проективным методам (которые вскрывают качественную сторону мотивации), т.к. с помощью такого опросника можно оценить количественную сторону исследуемого явления.
Использование методики анкетирования для родителей и анкетирования для преподавателей является дополнением к перечисленным выше методикам. Они составлены как шкальные методики и имеют 7-и бальную шкалу. Задействование в эксперименте родителей и учителей дает возможность более высокого контроля зависимой переменной и позволяет увидеть, происходят ли какие-то изменения в мотивации учащихся «со стороны», вскрывает внешние и внутренние мотивы, хотя и опосредованно. В анкетировании применяются как заданные утверждения, так и открытые утверждения (по принципу неоконченных предложений).
1) Количественный анализ анкет для родителей в экспериментальной и контрольной группах показал увеличение учебной мотивации в экспериментальной группе (см. таблицу №1, №2).
Следует отметить, что в анкетах родителей в экспериментальной группе встречаются значительные увеличения учебной мотивации, что не обнаруживается в контрольной группе. Из таблицы № 1 видно, что в пяти анкетах появились резкие скачки более четырех баллов.
Проанализировав вопросы, по которым произошли изменения, мы обнаружили, что родители заметили:
1) увеличение интереса к обучению в музыкальной школе (прилож. №3, вопрос 6, 11) – 14 человек;
2) дети стали подбирать популярные песни, сочинять за инструментом (прилож. №3, вопрос 7) – 13 человек;
3) семь родителей выделили, что им во втором полугодии меньше приходиться заставлять делать уроки по музыке (прилож. №3, вопрос 4);
4) пять родителей отметили, что дети лучше стали справляться с программой музыкальной школы (прилож. №3, вопрос 9);
5) четыре человека выделили, что не только им нужно, что бы их ребенок учился в музыкальной школе (прилож. №3, вопрос 10).
Все это показывает, что у учащихся произошли изменения внутренней мотивации, появился собственный интерес к обучению музыке, они стали больше сочинять, подбирать по слуху, стали в большей степени субъектами музыкальной деятельности.
Таблица №1: Изменение мотивации обучения музыке учащихся мл. классов экспериментальной группы (по оценке родителей).
№ п/п |
Фамилия, имя ученика |
Предварительное тестирование (количество баллов) |
Итоговое тестирование (количество баллов) |
Изменение +/- |
1 |
Вероника В. |
5 |
18 |
+13 |
2 |
Саша О. |
30 |
31 |
+1 |
3 |
Олеся Ф. |
23 |
25 |
+2 |
4 |
Глеб Я. |
18 |
12 |
-6 |
5 |
Эльдар Ш. |
23 |
26 |
+3 |
6 |
Женя С. |
29 |
29 |
0 |
7 |
Юля Б. |
-4 |
-1 |
+3 |
8 |
Алина М. |
16 |
17 |
+1 |
9 |
Лена С. |
19 |
28 |
+9 |
10 |
Сергей К. |
11 |
13 |
+2 |
11 |
Аня С. |
14 |
16 |
+2 |
12 |
Женя И. |
20 |
24 |
+4 |
13 |
Августина С. |
11 |
11 |
0 |
14 |
Алена Д. |
26 |
28 |
+2 |
15 |
Юля Ч. |
10 |
20 |
+10 |
16 |
Аня Л. |
18 |
20 |
+2 |
Общая сумма баллов |
48 | |||
Среднее значение(М1) |
3 |