Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Работая над созданием системы, я обращалась к трудам таких авторов как Е.В.Зворыгина. «Первые сюжетные игры малышей», М.Н.Кольцовой «Ребёнок учится говорить», Н.И. Лисина «Проблема онтогенеза общения», К.Л. Печёра., Г.В. Пантюхина., Л.Г. Голубева. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Е.Е.Григорьева., Н.П. Кочетова., Г.В.Губа., «Играем с малышами», «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» под редакцией С.Л. Новосёловой.
В результате анализа мною была разработана система речевых игр для детей младшего возраста, которая включала цели, задачи и содержание работы. Особенностью разработанной системы является включение речевых игр во все режимные моменты.
Создавая систему игр по развитию речи, я поставила следующую цель: «Развитие речи детей младшего возраста через игру». В ходе работы по системе решаются следующие задачи:
1. Развитие у детей интереса к речевым играм.
2. Совершенствование активной речи ребёнка.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Совершенствование у детей звуковой культуры речи.
При создании собственной системы я руководствовалась такими принципами как: системность, доступность, наглядность, личностно – ориентированный подход.
Принцип системности реализуется в систематизированном изложении основных проблем речевого развития детей. В основу систематизации материала положены идеи общего психического и личностного развития ребёнка. Нашедшие отражения в формулировки соответствующей цели, определений задач, отборе адекватных им содержании и методов воспитания.
Принцип личностно – ориентированного подхода подразумевает создание условий для развития индивидуальности каждого ребёнка, уделение особого внимания развитию у детей зачатков любознательности, самостоятельности, активности, инициативы, коммуникативности, предпосылок к творчеству, взаимодействие педагога с детьми по принципу “ Не рядом, не над, а вместе “ , ”глаза в глаза”.
Принцип доступности заключается в том ,что содержание системы полностью отвечает возможностям детей моей группы.
Принцип наглядности реализуется путём использования различных средств наглядного обучения: иллюстрации, игрушки, видеозаписи, слайды, театральные персонажи, плакаты, наборы картинок и т д.
Содержание игр позволяет использовать их во всех режимных моментах. В часы утреннего приёма – индивидуальные игры.
Во время проведения культурно – гигиенических процедур, приёма пищи , подготовки ко сну используются потекши, пальчиковые игры.
Игры могут быть использованы как часть занятия по развитию речи, познавательному развитию, ИЗО.
Во второй половине дня так же проводятся игры, как со всей группой детей, так и с подгруппами.
С первой подгруппой - детей с недостаточным развитием активного словаря. Я проводила такие игры как: «Про кого я говорю», «Скажи какой», «Исправить ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино?»,« Какая кукла», «Сравни кукол», « Сравни медвежат» и. т. д.
Специфика этих игр состоит в том, что они помогают:
1. Развить наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
2. Учит выделять и называть признаки предмета.
3. Учит видеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.
4. Выделять и обозначать, словом внешние признаки предмета.
5. Находить ошибки в описании и исправлять их.
Сформированность данных процессов значительно помогает улучшить активный словарь детей моей группы. Дети данной подгруппы стали употреблять в речи больше глаголов, прилагательных, заметно расширился запас имён существительных.
С детьми второй подгруппы с нарушением грамматического строя речи. Я проводила такие занятия по развитию речи: «Чего не стало?», «Прятки», «Поручения», «Разложи картинки» и т.д.