Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Формирующий эксперимент
Моделирование темпа, метра и размера.
Цель: развивать музыкальный слух у детей, чувство темпа, метра и размера.
В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:
Речевое - декламация всех текстов в различных темпах, от очень медленного, до очень быстрого.
Тактирование - показать, касаясь разных частей своего тела двухдольный, трехдольный и четырехдольный размеры. Сильная доля и слабые исполняются неодинаково.
Графическое - использование рисунков, карточек или записи.
Двигательное - исполнение любого движения соответственно длительностям.
Детям предлагались два медведя: старый и молодой. Выясняли, что старый ходит медленно, а молодой - быстро. Как понятия "хорошо - плохо" осознаются одновременно в процессе их столкновения, так и любая ритмическая формула воспринимается детьми на основе сопоставления длительностей. В виде длительностей я брала апельсины (графическая модель).1 апельсин (целая) = 2 половинкам апельсина (половинная), а 2 апельсина (2 целых) = 4 половинкам апельсина (4 половинных). Т.е. когда старый медведь делает 2 шага, то молодой за это же время делает 4 шага.
Первое задание - проговаривание (речевая модель). Старый - Ох! Ох!, молодой - ля-ля-ля-ля! Проговариваем сначала все вместе, а затем несколько детей говорят за старого, а несколько за молодого. Детям очень нравится эта игра, они с удовольствием в нее играют и у всех получается.
Второе задание - тактирование. Старый - 2 шлепка по коленям, молодой - 4 притопа. Главное - держать ритм и темп. Все дети справились с заданием.
Третье задание - показать медведей в продвижении вперед. Сначала шагаем все вместе чередуя: 2 медленных шага, 4 быстрых. Затем один ребенок шагает только за старого, другой только за молодого. Соотношение длительностей, шагов старого и молодого - это сложно для детей. Но в результате многократных повторений и упражнений у детей стало получаться.
Вывод: дети стали лучше разбираться в длительностях, научились выдерживать темп и ритм, а следовательно у них развились музыкальные способности.
Мануальная или пальчиковая игра.
Цель: развивать речь, научить убирать напряжение с рук, губ, снимать умственную усталость.
Детям предлагалась игра со словом, сопровождающаяся движениями пальцев и рук.
Где ладошка? Тут? Из-за спины протягивают руки вперед
Тут. ладонями вверх.
На ладошке пруд? Показывают на ладошке пруд, рисуя
Пруд. круг.
Палец большой - Рука сжата в кулачок, показывают
Это гусь молодой. большой палец.
Указательный поймал, Показывают указательный, средний
Средний - гуся ощипал. и щипают пальцы рук.
Этот палец - печь топил, Показывают безымянный.
Этот палец - суп варил. Показывают, как мизинец варит суп.
Полетел гусь в рот, Собирают пальцы в кулачки и подносят
А оттуда - в живот! ко рту, затем показывают ладошки.
Вот! Хлопок.
Пластическая импровизация или речевой и метроритмический тренаж.
Цель: развивать согласование слов и движений.
Один ребенок выучил слова, придумал к ним движения и показал всем остальным детям.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз: это - брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Дети должны были повторить и слова, и движения. Все это способствует развитию гибкости, пластичности, координации движений.
Результат этого речевого и метроритмического тренажа вы можете посмотреть на видеокассете.
Вывод: влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно давно. Манипуляция рук влияет на функции нервной деятельности, развитие речи. Движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка, а также успешно овладеть навыками письма.
Моделирование звуковысотных отношений и динамики.
Цель: развивать музыкальный слух у детей, звуковысотный, ритмический, динамический.
В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:
Речевое - подражая голосам животных, дети знакомятся с контрастными тембрами звучания. А также в речевых упражнениях: крик - шепот.
Графическое - использование рисунков, карточек или записи.
Двигательное - исполнение любого движения соответственно выбранному животному.
Детям предлагаются картинки с волком и мышкой. Выясняем, у кого низкий голос, у кого высокий. Ставим картинки: с волком - вниз, с мышкой - вверх. Я на пианино играю в малой октаве песенку волка: Я серый волк, зубами щелк. И во 2 октаве - песенку мышки: Я мышка - норушка.
Первое задание - послушать мелодию и назвать того животного, к какому она относится (слово).