Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Деятельность классного руководителя по формированию коллектива младших школьников » Теоретические подходы к формированию детского коллектива в начальной школе

Теоретические подходы к формированию детского коллектива в начальной школе

Страница 2

Существует большое число классификаций коллектива. Выделяют коллективы: длительно-существующие, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные, коллектив детских организаций; первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др.

Развитие коллектива связано с преодолением противоречий: между коллективом и его членами или группами, опережающими коллектив в своем развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами коллектива и его отдельных воспитанников; между отдельными группами детей и другими коллективами испытывает влияние как внутренней среды, окружающей его в учебном заведении, так и внешней социальной среды.

Проблема детского коллектива – это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции (2, с. 123-124). Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе.

Правильно организованный детский коллектив (не любая группа людей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) – это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Такой коллектив представляет собой наиболее благоприятную, педагогизированную среду для развития детей в желательном направлении. Многократно усиливая влияние педагога на детей, он является к тому же педагогическим усилителем. Воспитывать ребенка вне группы, вне коллектива, а тем более без учета отношений в группе, где он находится, неизмеримо сложнее. Поэтому воспитание в школе должно носить в основном не «парный» характер (воспитатель сам формирует качества личности каждого ребенка), а одновременно и групповой (лучше - коллективный) и индивидуальный характер. Отсюда принцип: для эффективного воспитания детей необходимо как минимум влиять на их развитие через группу, а еще лучше – организовать и педагогически грамотно использовать детский коллектив (4, с. 34).

А.С. Макаренко выделил основные характерные признаки и функции коллектива.

Признаки коллектива:

Наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

Соответствующая организация совместной деятельности;

Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;

Наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

Атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

Развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.

Функции коллектива:

организационная – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

стимулирование - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений. (А.С.Макаренко) (13, с. 354-355).

Таким образом, коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Развитие коллектива в классе в значительной степени зависит от его открытости, внешних связей и взаимодействия с различными общностями в школе и вне ее. Для оценки уровня развития классного коллектива следует выделить 5 групп параметров. Первая группа дает представление о составе (половом, социальном) учащихся, особенностях семьи и окружающей среды. Параметры второй группы характеризуют деятельность класса, третьей – взаимоотношения в нем, четвертой – внешние связи класса, пятой – положение ребенка в классе. Каждая из этих групп включает в себя целый ряд различных характеристик. Качественная оценка их дает возможность судить об уровне развития коллектива (12, с. 67-68).

На первоначальной стадии развития цели коллектива сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Отношение к различным видам деятельности только начинает формироваться. К концу стадии появляется заинтересованность в совместных делах. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются интенсивно: порой лишь на основе симпатий, чаще на основе общности интересов. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется высокой конфликтностью отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru