Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Существует большое число классификаций коллектива. Выделяют коллективы: длительно-существующие, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные, коллектив детских организаций; первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др.
Развитие коллектива связано с преодолением противоречий: между коллективом и его членами или группами, опережающими коллектив в своем развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами коллектива и его отдельных воспитанников; между отдельными группами детей и другими коллективами испытывает влияние как внутренней среды, окружающей его в учебном заведении, так и внешней социальной среды.
Проблема детского коллектива – это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции (2, с. 123-124). Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе.
Правильно организованный детский коллектив (не любая группа людей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) – это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Такой коллектив представляет собой наиболее благоприятную, педагогизированную среду для развития детей в желательном направлении. Многократно усиливая влияние педагога на детей, он является к тому же педагогическим усилителем. Воспитывать ребенка вне группы, вне коллектива, а тем более без учета отношений в группе, где он находится, неизмеримо сложнее. Поэтому воспитание в школе должно носить в основном не «парный» характер (воспитатель сам формирует качества личности каждого ребенка), а одновременно и групповой (лучше - коллективный) и индивидуальный характер. Отсюда принцип: для эффективного воспитания детей необходимо как минимум влиять на их развитие через группу, а еще лучше – организовать и педагогически грамотно использовать детский коллектив (4, с. 34).
А.С. Макаренко выделил основные характерные признаки и функции коллектива.
Признаки коллектива:
Наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;
Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;
Соответствующая организация совместной деятельности;
Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;
Наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
Атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
Развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.
Функции коллектива:
организационная – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
стимулирование - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений. (А.С.Макаренко) (13, с. 354-355).
Таким образом, коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
Развитие коллектива в классе в значительной степени зависит от его открытости, внешних связей и взаимодействия с различными общностями в школе и вне ее. Для оценки уровня развития классного коллектива следует выделить 5 групп параметров. Первая группа дает представление о составе (половом, социальном) учащихся, особенностях семьи и окружающей среды. Параметры второй группы характеризуют деятельность класса, третьей – взаимоотношения в нем, четвертой – внешние связи класса, пятой – положение ребенка в классе. Каждая из этих групп включает в себя целый ряд различных характеристик. Качественная оценка их дает возможность судить об уровне развития коллектива (12, с. 67-68).
На первоначальной стадии развития цели коллектива сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Отношение к различным видам деятельности только начинает формироваться. К концу стадии появляется заинтересованность в совместных делах. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются интенсивно: порой лишь на основе симпатий, чаще на основе общности интересов. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется высокой конфликтностью отношений.