Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Развитие логического мышления в процессе обучения математике » Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Страница 1

логическое мышление школьник методический

Заглянем в прошлое. В чем ценность изучения математики для человека.

Еще в эпоху Античности философы греко-римской цивилизации включали математику прямо или косвенно в круг своих научных интересов, ибо, как говорил Платон, «геометрия есть познание всего сущего».

Вообще античные ученые главную ценность математической науки видели в образовательном значении и, прежде всего для воспитания ума. «Она (математика) влечет к истине и развитию философского знания, что нужно ценить выше всего» - говорил Платон.

В Афинах целью образования было разбудить в человеке человеческое, видеть в нем «не поэта, не ремесленника, но человека», который мог бы впоследствии быть и тем, и другим, не переставал быть человеком.

В эпоху Средневековья основу широко распространенной тогда классической системы образования, составляли humaniora - занятия, направленные на всестороннее развитие высших способностей учащихся — на воспитание их воли и ума, независимо от практической деятельности или будущей профессии. Занятия математикой рассматривались в основном как способ совершенствования логики и языка рассуждений.

И действительно, природа щедро наделила человека. Особенности, свойственные только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи. Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. В них нуждается ученый и руководитель предприятия, врач и преподаватель, политический деятель и простой рабочий. Вот те причины, в силу которых развитие речи и мышления являются основной задачей, начиная с детского сада. И совершенствовать эти два дара необходимо всю жизнь. От того, насколько успешно удастся решить эти задачи, зависит многое, и прежде всего прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процветание. Вот почему все члены педагогического коллектива - математики и физики, биологи и лингвисты, историки и географы - обязаны не просто преподавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать мышление и приучать учащихся к правильной, ясной, убедительной, четкой и краткой, но одновременно насыщенной смыслом речи.

Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой, логически совершенной речи. Чтобы успешно ответить на вопрос преподавателя, привести доказательство теоремы или самостоятельно решить задачу, нужно не просто выучить материал, а самостоятельно размышлять.

В эпоху Просвещения был открыт «интеллектуальный» характер античной культуры, венцом которой была древняя философия и математика. Если раньше изучали математику древних, чтобы правильно понимать и убедительно говорить, то теперь их стали изучать, чтобы хорошо мыслить. «Я мыслю, значит, я существую» (Р. Декарт) — таков был девиз «просветительской эпохи».

Просвещенцы видят в эллинской традиции обучения математике не задачу формирования необходимых знаний, а направленность на интеллектуальное развитие человека. «Математику затем учить следует, что она ум в порядок приводит» - говорил М.В. Ломоносов.

Гуманисты эпохи Просвещения выступали за разностороннее воспитание, приобщение к творчеству, в основе которого лежит знание, переходящее в поступки. Понимание разностороннего воздействия математики на развитие человека, воспитание не только интеллектуальной, но и нравственно-эстетической сферы его личности характерно было и для российских просветителей. Приведем некоторые высказывания: «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии» (Н.Е. Жуковский), «Кто приобрел навык общаться легко и свободно со всевозможными алгебраическими и геометрическими выкладками, приобрел умение выражать мысли ясным и точным языком, тот смело может взяться за любую отрасль самостоятельных знаний» (Д.И. Писарев).

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru