Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Количество современных педагогических технологий достаточно велико – около 100.
Эти технологии охватывают все основные тенденции и направления развития образования, зарубежные образовательные технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» описаны 50 педагогических технологий, и среди них:
педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и другие).
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии; технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре – Е.И. Пассов);
альтернативные технологии (технологии свободного труда – Селестен Френе);
природосообразные технологии (технологии саморазвития – Мария Монтессори);
технологии развивающего обучения (технологии саморазвивающего обучения) – Г.К. Селевко и педагогические технологии авторских школ.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс).
Развивающее обучение – это организация учебного процесса с реализацией потенциальных возможностей человека:
актуализация ранее усвоенных знаний
выдвижение гипотезы
разработка оригинального плана решения задачи
способ самостоятельной проверки.
Развивающее обучение вовлекает учащегося в дидактические игры, дискуссии, другие методы творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Проблемное обучение – это решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Проблемные задачи – это поиск новых способов решения. Суть – преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит проблемные задачи, предлагая искать пути и средства их решения.
Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, могут быть:
понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для решения;
многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;
доступный результат и отсутствие теоретического обоснования.
Проблемный метод предполагает шаги:
проблемная ситуация
проблемная задача
модель поисков решения
Интенсивное обучение включает целостные технологии, нелинейность педагогических структур и потенциальную избыточность учебной информации. Интенсивное обучение дает студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы развития личности.
Условия реализации интенсивного обучения:
всесторонний учет характеристик педагогической среды
соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента
ускорение индивидуального освоения студентом общей программы.
Методы активного обучения в сравнении с традиционными готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности.
Основной задачей является повышение активности студентов. Методы активного обучения бывают неимитационные и имитационные.
Наиболее распространенным методом служит деловая игра.
Принципы организации деловых игр:
– имитационного моделирования ситуации;
– проблемности содержания;