Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Профориентационная работа со старшеклассниками » Анализ отечественного опыта профориентационной работы

Анализ отечественного опыта профориентационной работы

Страница 2

Большой вклад в развитие профориентации ввел Ф.Р. Дунаевский. В своей работе он подробно раскрывает динамичность структуры личности человека и в связи с этим

заключает, что и проблема профессиональной ориентации должна быть понимаема, как проблема динамическая, как проблема пробуждения, выявления, развития и возбуждения заложенных в человеке потенций.

В начале 20-х годов Дунаевский поднял в проблемном плане вопросы определения закономерностей профессионального подбора и профессиональной ориентации, использования методов наблюдения и тестов для выявления способностей человека в целях профориентации. Ему принадлежит идея классификации человеческих способностей и их

развития, а также попытка разобраться во внутренней структуре человеческой личности. Также Дунаевский затрагивает вопрос профессионального прогноза и делает попытку произвести классификацию профессий.

В это же время в теории и практике профориентационной работы определяются некоторые методы изучения профессии и профпригодности (анкетный метод, метод наблюдения, метод самонаблюдения, метод эксперимента, статистический и др.). В 1925 году появился сборник «Трудовой метод изучения профессий», один из авторов которого – И.Н. Шпильрейн. Он доказывает преимущества этого метода перед наблюдением, анкетированием и статистикой, так как его суть состоит в том, что исследователь сам

основательно знакомится с профессией.

В 30-е годы в стране продолжают создаваться профконсультационные бюро и лаборатории. В профориентационном движении закрепляется положительный опыт, наряду с этим изживаются ошибочные тенденции: вера во всемогущество теста, переоценка объективности аппаратурного исследования и др.

Однако в деятельности профбюро и лабораторий еще оставались такие недостатки как: «механический подход к рассмотрению личности подростка, попытки ограничить проблему профотбора проблемой чисто психотехнической, то есть свести изучение подростка к установлению одних лишь так называемых «способностей», эмпиричность профконсультационного заключения и т.п.» [44]. В то же время в Центральной лаборатории впервые в нашей стране были предприняты активные меры по разработке системы профориентационной работы со школьниками.

Помимо статей, освещавшими практику профориентационной работы, появляются и теоретические обобщения. Предпринимаются попытки найти новые пути, формы и методы профессиональной ориентации учащихся. Например, в 1959 году была опубликована статья Чебышевой В.В., Галкиной О.И. и Зюбиной Л.М. «О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии». В ней были намечены некоторые исходные положения и принципы профориентации в советской школе, которая активно приступила в тот период к решению задач связи обучения и воспитания с жизнью, с производительным трудом. Профориентация рассматривалась как составная часть учебно-воспитательного процесса школы. «Особо подчеркивалась необходимость свободы выбора учащимися профессии, предполагающей знание соответствующей профессии и знание потребности в ней в данном экономическом районе и стране в целом» [44].

Развитие практики профориентационной работы продолжалось. В первой половине 60-х годов во многих школах продолжает складываться определенная система профессиональной ориентации учащихся. В некоторых городах и районах эта работа целенаправленно организуется органами народного образования. В 80-е годы появляется профессиональная адаптация – важное звено системы профориентации молодежи. Однако эта проблема еще не находилась в то время в поле активного внимания исследователей

Однако в 90-е года XX века ситуация изменилась. В 1991 г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В 1992 г. вышел закон «Об образовании» и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации. В результате школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразование РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»).

В настоящее время в связи с реформой образования, ядром которой является профильное обучение, наблюдается некоторое возрождение интереса к школьной профориентации. В ряде школ по инициативе родителей, директоров, педагогов и психологов возобновляется профориентационная работа.

Страницы: 1 2 

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru