Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности методики проведения занятий с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения » Физическое воспитание дошкольников с нарушением зрения

Физическое воспитание дошкольников с нарушением зрения

Страница 1

Проблема здоровья детей, и их физического развития и двигательных возможностей, адаптации к сложным условиям жизни и учебным нагрузкам – вот те вопросы, которые волнуют сегодня родителей, воспитателей и специалистов по физической культуре.

Особо актуальное значение приобретает поиск эффективных средств, методов, форм физического воспитания детей.

При дефектах зрения организм ребёнка находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения этих функций, вызванных патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояния организма и способствующей прогрессированию заболевания.

Двигательные нарушения у детей с дефектами зрения могут быть как сопутствующими (при поражении черепно-мозговых нервов), так и вторичными, вследствие гипокинезии, из-за ограниченных зрительных возможностей. Эти нарушения относятся, прежде всего, к морфо-функциональному статусу слабовидящих детей. Установлено, что к «высокому» уровню физического развития относится только 3–11% детей с нарушением зрения, «среднему» уровню – 35-45%, «ниже среднего» - 42–58% детей. Дисгармоническое развитие обнаружено у 3–9% детей с нарушением зрения. У 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем дошкольном возрасте имеются отклонения в физическом развитии. У нормально видящих детей этого же возраста отклонения наблюдаются только в 22% случаев.

Нарушение осанки встречается у 57% детей с косоглазием и амблиопией, причём наиболее часто (41%) они встречаются у детей с высоким уровнем косоглазия (35-45 гр.). Нарушение состояния отделов стопы по типу плоскостопия встречаются у слабовидящих детей в 2 раза чаще (62,5% против 32,1%). Кроме того установлена зависимость: чем сложнее зрительный дефект, тем ниже уровень физического развития.

Другим видом физического нарушения является несформированность (недостаточность или искаженность) умений и навыков в основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании и др. Исследование этих действий у детей в дошкольном возрасте с нарушением зрения выявило: «волнообразность» движений в ходьбе и беге, их неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишнюю широкую постановку стоп, нарушение согласованности движений.

При выполнении прыжков и метательных движений, а также лазании наблюдались нарушения координации, искажение оптимальной схемы движений, недостаточная их слитность и целенаправленность. Представленные выше данные взяты из исследования Л.С. Сековец, 1986.

Третьим компонентом нарушений двигательной деятельности детей являются отклонения в развитии физических качеств. Полученные в проблемной лаборатории данные (Ю.В. Павлов, 1988) позволили выявить отставание слабовидящих дошкольников от своих сверстников по всем этим качествам: выносливости (на 33-42%), быстрота (на 16-54%), скоростно-силовым (на 18-35%), гибкости и ловкости (на 21-75%).

Т.о., наряду с первичным зрительным дефектом, двигательные нарушения имеют весьма весомое представительство в общем патологическом состоянии слабовидящих детей и требуют целенаправленной коррекции средствами физического воспитания.

Исходя из сказанного выше, целью физического воспитания дошкольников с нарушением зрения является использование возможностей физического воспитания для создания у данного контингента детей предпосылок полноценного физического развития, эффективной бытовой, трудовой и учебной деятельности, а также возможность коррекции основного зрительного дефекта. Всё это в значительной степени может улучшить общую адаптацию детей с нарушением зрения к реальным условиям жизнедеятельности.

Базируясь на учёте специфики данного контингента детей, является целесообразным выделить три группы задач, решаемых в процессе физического воспитания.

1. Всестороннее расширение функциональных возможностей организма: укрепление опорно-двигательного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем.

2. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru