Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Психолого-педагогическая коррекция недостатков семантической стороны речи слабослышащих дошкольников » Речь – понятие, виды, средства

Речь – понятие, виды, средства

Страница 1

Речь – это один из видов общения, которые необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. [19, c.22]

В словаре С.И. Ожегова дано пять значения слова речь.

1. Способность говорить, говорение. (Владение речью. Отчетливая речь).

2. Разновидность, стиль языка. (Стихотворная речь. Устная и письменная речь).

3. Звучащий язык. (Русская речь музыкальна)

4. Разговор, беседа. (Умные речи приятно и слушать. О чем речь!).

5. Публичное выступление (Выступить с речью).

М.Г. Львов выделяет три значения речи:

а) речь, как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно;

б) речь, как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст, например: анализ речи 6-летнего ребенка; образцы речи высокой культуры;

в) речь, как жанр устного, ораторского выступления. Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом. [27, c.104]

«Речь – это деятельность общения – выраженная, воздействия – посредством языка; речь – это язык в действии» - отмечает С.Л. Рубинштейн [43, c.72].

Психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью. Что же понимается под речевой деятельностью? «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)».

Из этого определения можно вывести признаки речевой деятельности.

Прежде всего речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей, следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров, т.е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех) кто его принимает (или будет принимать).

Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче/ сообщения, для другого (других) – в его восприятии (приеме)). Вот почему речевая деятельность – процесс активный.

Целенаправленным он является потому, что, выступая в речевое общение, каждый из партнеров всегда движим определенными намерениями. Процесс речевого общения осуществляется с помощью языковых средств («опосредован языком»), на его характер всегда накладывает отпечаток ситуация общения (задачи, условия, особенности партнеров), т.е. процесс «обусловливаемый ситуацией общения».

Таким образом, переформулируя приведенное определение, М.С. Соловейчик отмечает, что речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. [40, c.53]

«Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность» (А.Н. Леонтьев). В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно – познавательная потребность - стремление, вступив в общение с другим человеком, что – то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать, выразить свои чувства, эмоции, разделить подобной потребности и пробуждает человека начать что – то рассказывать или спрашивать, объяснять или доказывать, браться за перо или звонить по телефону, открывать книгу или газету. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает. [28, c.79]

Речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства (если мы создаем высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение). Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности. Речевой общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т.е. речь – это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание – одно предложение, если нужно выразить только мысль, или текст, если мысль получает развитие. В качестве продукта при принятии сообщения вступает то умозаключение, к которому приходит человек в процессе восприятия мысли собеседника.

Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию (иногда и не выраженную словами), а в другом понимании или непонимании мысли, выраженной автором текста, собеседником.

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru