Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
По мере овладения навыком составления рассказа по картинкам предлагается составить рассказ по опорным словам, детям даются слова, сюжетно менее связанные, например: мальчик, трамвай, бабушка, девочка, арбуз, кухня.
Количество опорных слов уменьшается постепенно, и дети должны уже составить предложение, а затем и рассказ только по одному опорному слову.
Логопед и воспитатели на этом этапе стараются меньше помогать детям в построении рассказа, призывая их сочинять, фантазировать, привлекать свои знания об этих предметах [49].
Н.В. Нищева всю работу по развитию связной речи делит в каждой группе на кварталы [26]. В средней группе в первом квартале обучение связной речи сводится к следующему:
Развивать умение детей вслушиваться в обращённую речь.
Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реакции, учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов: Кто это? Это кот. Что ты видишь? Я вижу дом.
Учить детей составлять простые предложения из 2-3 слов (по демонстрации действия и по картине),
Учить детей повторять за взрослым рассказы описания, загадки - описания из 2-3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, мебели, посуды.
Во втором квартале обучение связной речи включает в себя:
Совершенствовать диалогическую речи. Необходимо закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Поддерживать и развивать активную позицию ребёнка в диалоге.
Закрепить умение строить предложения из 2-3 слов по демонстрации действия и по картине.
Закрепить умение повторять рассказы из 2-3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, домашних и диких животных.
Учить детей пересказывать тексты из 2-3 простых предложений.
Развитие связной речи в третьем квартале предполагает:
Закрепить умение составлять предложение из 3 слов.
Продолжать упражнять детей в пересказе текстов из 2-3 предложений.
Учить детей составлять рассказы из 3 предложений о предмете и по картинке сначала предметной, а потом сюжетной.
Поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца [26, c.11].
В старшей группе задачи обучения связной речи усложняются: увеличивается объём предложения до 4-6 слов, вводится план рассказа или пересказа, по которому дети должны строить свои устные высказывания, вводится творческий пересказ, развивается умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок, детей учат рассказывать о своих чувствах и чувствах других людей [26, c.177-189].
В подготовительной к школе группе развитию связной речи уделяют много внимания.
В первом квартале среди прочих задач обучения связной речи ставятся следующие:
Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Во втором квартале внимание уделяется обучению использовать принятые нормы вежливого речевого общения, формировать коммуникативные навыки, обучению правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.
В третьем квартале задачи развития связной речи следующие:
1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа из личного опыта.
2. Развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности.
3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные позиции, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности [26].
Таким образом, в настоящее время существует множество методик, предлагающих разные способы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста. Все методики построены на принципе постепенного усложнения заданий и постепенного увеличения самостоятельности при составлении предложения, что в конечном итоге повышает уровень развития связной монологической и диалогической речи.