Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Теории решения изобретательских задач » Суть экспериментов и концептов ТРИЗ

Суть экспериментов и концептов ТРИЗ

Страница 1

Экспресс-обучение и самообучение используют следующий методический прием: прежде, чем изучаются псе необходимые понятия и модели теории. Практическое действие теории показывается на небольших упрощенных примерах таким образом, как будто основы теории уже известны студентам.

Примеры подбираются и демонстрируются так, чтобы показать движение мысли от простого к сложному, от внешнего – к содержанию, от конкретного - к абстрактному, к модели и теории. Иными словами, при экспресс-обучении сразу же как бы проводится эксперимент с объектами теории, и из этого эксперимента заинтересованные студенты сами выводят ключевые теоретические идеи.

Объектами классической ТРИЗ являются изобретения, технические системы и их компоненты.

Суть начальных учебных экспериментов заключается в следующем:

1) выявление ключевой проблемы, которая была преодолена в конкретном изобретении;

2) определение основного способа, которым была решена проблема в изобретении.

Несколько позже применяются следующие методические приемы:

1) обобщение и классификация моделей ключевых проблем и основных способов решения проблем при создании изобретений;

2) выявление закономерностей возникновения проблем, прогнозирование и управляемое систематическое разрешение проблем.

Процесс изобретения – это есть движение мысли «от существующего – к возникающему.

Это есть построение мысленного мост а между тем, что есть, и тем, что должно быть. Всякий «мост» строится на основе определенной теории. Понятно, что и «надежность» моста также существенно зависит от теории. Например, на основе классического брейнсторминга («мозгового штурма»): мало правил, практически неограниченное пространство поиска, много энтузиазма и шума.

Я интерпретирую – но и применяю в прямом контексте! – известное выражение и название одной из книг Лауреата Нобелевской премии, бельгийского биофизика Ильи Пригожин (1917–2003). классической ТРИЗ: систематическое исследование задачи, управляемое применение адекватных процедур для ее разрешения, направленный выход в область существования сильных решений.

В основе учебных экспериментов для обучения ТРИЗ лежит методическийприем, который я назвал «реинвентинг».

Реинвентинг – демонстрация процесса создания изобретения таким образом, как будто студентам уже известны принципы и приемы разрешения проблем, преодоленных в этих изобретениях. Позднее, когда основы теории уже действительно изучены, реинвентинг служит как прием закрепления навыка исследования и решения проблем. Наконец, быстрый реинвентинг становится важнейшим навыком при работе с аналогами, предлагаемыми нашим программным обеспечением для решения проблем.

Этот методический прием стимулирует ассоциативное мышление студентов, обеспечивает надежную эмоциональную акцептацию и последующее восприятие теории. Интуиция студентов сама связывает их уже имеющиеся знания и опыт с ключевыми концептами теории.

ТРИЗ – это не математическая, количественная теория, а качественная теория. Формальные понятия, концепты теории, имеют характер категорий, обра-зов, метафор. Многошаговые процедуры, применяемые для решения задач, называются алгоритмами. Это тоже метафора, хотя можно показать, что это вполне корректное определение для современной конструктивной математики. Если кто-то из моих коллег на основе вышесказанного откажет ТРИЗ в статусе теории, то можно предложить определение ТРИЗ как теории концептуальной, феноменологической, психологической, наконец. В любом случае концепты теории отражают ее аксиоматические и структурные основы (даже если они специально не описаны, скажем, в научной статье или монографии, как это имеет место для ТРИЗ) только в более понятном, неформальном представлении. В этом все дело. И еще: дело в содержании качественных моделей (метафор). В отличие от всех других подходов, модели ТРИЗ конструктивны, воспроизводимы пользователями и передаваемы в обучении.

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru