Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Музыка – это постоянный спутник человека во всей его жизни и она близка эмоциональной натуре ребёнка. Под её влиянием развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.
Музыка – это искусство временное и чувственно-абстрактное. Она не даёт возможности показать конкретные действия человека, его манеру произносить слова, мыслить в вербальных формах. Музыка в отличие от пространственных видов искусств, то есть живописи и скульптуры, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержанием музыки можно считать эмоциональную сторону психических переживаний человека, и только через переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Именно музыка углубляет образы и раскрывает их содержание.
Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
Содержание музыки понимается как трёхкомпонентная структура, состоящая из:
а) музыкального образа – специфические выразительные средства или форма в широком смысле слова;
б) художественного образа – логическая последовательность закодированных и осознанных слушателем переживаний, помыслов. При этом художественный образ – это не сама музыка, а её осознанное воздействие на слушателя;
в) эстетически-нравственного фона – соответствующие установки той эпохи, когда творил композитор, его собственные эстетические взгляды.
Содержание – это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от него.
Содержание – это центральное и исходное понятие для разговора об искусстве. Оно должно быть одинаково понятно и композиторам, и исполнителям, и слушателям. Однако именно потому, что оно вбирает в себя весь комплекс представлений об искусстве, это понятие постоянно совершенствуется, углубляется и развивается. Поэтому его трактовка не всегда единообразна, поэтому наши представления о содержании достаточно расплывчаты.
Содержание произведений – это формирующиеся представления в сознании слушателя о самом произведении, об авторе и исполнителе, об окружающем мире и слушателе в нём. Содержание произведения предстаёт перед слушателем и формируется в его сознании в разном объёме в зависимости от качества деятельности слушателя, то есть слышит он музыку или только слушает её.
Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, тембром и обогащённая динамикой. Музыкальные образы создаются при помощи средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира. Содержание музыки определяют особые познавательные возможности музыкального искусства, ведь без содержания музыки нет.
Деятельность слушателя всегда направлена на усвоение содержания музыкальных произведений.