Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Игра как организация досуга школьника » Игровая культура как объект педагогической технологии

Игровая культура как объект педагогической технологии

Страница 1

Исходя из того, что в современной науке нет целостной теории игры, а существует ряд её основных концепций, понимание постоянных величин игрового времени и игрового пространства возможно при выделении из ряда основных игровых концепций качественных характеристик игрового поведения человека.

Условность игры. Специфика игры, её главное свойство - амбивалентность играющего, т.е. игра, предполагает одновременно реализацию двух планов поведения: реального и условного. Такой подход получил широкое развитие в теории игры Ю.М. Лотмана [21], В.И. Устиненко [32], Д.Б. Эльконина [35] и др. Согласно теории В.И. Устиненко, «игра - это произвольная деятельность, отражающая в условно-обощённой форме отношения человека к миру, к людям, к самому себе . Это один из способов освоения мира и самоутверждения человека, состоящий в произвольном конструировании действительности в условном плане» [32]. Условный план игрового действия создаёт особый тип отношений между играющими, отношений творчества: особое пространственно-образное видение, символический смысл действий, перенос значений с одного предмета на другой.

Условность игровой ситуации реализует идею игрового поведения, а именно: открывает возможность «пробовать», «переживать» уже или ещё не использованные желания ребёнка в реальности.

Раскрывая психологические тайны мира детства, В.В. Зеньковский [11] обратил внимание на связь явлений игры с работой воображения, настаивая при этом, что сам «объект игры всегда создан работой воображения». Именно преображение реального предмета в процессе игры увлекает и захватывает детскую душу. При этом для того, чтобы сила детской фантазии, работа воображения могли иметь место, достаточно самой ничтожной точки опоры в реальности: манящего желания, мечты. В этом случае ребёнок с помощью фантазии дополняет и преображает реальность так, что объект игры всегда представляет сочетание реального и условного. Способность преображать объект игры даёт ребёнку в высшей степени важное чувство власти над предметом игры, развивает желание пробовать в игре и через игру свои силы, развивает вкус к свободной и творческой активности. Именно благодаря этому «игры оформляют перед душой ребёнка новую и манящую к себе перспективу творчества, создают новые стимулы к активности, обуславливают приток энергии и благодаря этому являются очень существенным фактором развития».

Учитывая всё сказанное, можно сделать вывод, что условная ситуация игрового времени и игрового пространства, связанная с работой воображения ребёнка есть ни что иное, как форма «эмоционального мышления», когда эмоциональный внутренний опыт ребёнка находит своё выражение в создаваемых образах игры.

Игровая роль. Социально-педагогическая теория игры, разработанная в исследованиях Л.В. Выготского [7], С.Л. Рубинштейна [29], Д.Б. Эльконина [35], рассматривает игровое поведение как форму социально-ролевой деятельности, выделяя тем самым специфическую особенность игры - наличие роли. Игровая роль по отношению к «человеку играющему» обладает потенциалом двух возможностей: возможностью проявления своей индивидуальности и возможностью социализирующей. На примере ролевого поведения ребёнка в игре С.Л. Рубинштейн подчёркивает, что «ребёнок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность: принимая на себя и входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребёнка в целом» [29]. Именно через отношения ребёнка к игровой роли и реализуется возможность проявления своей индивидуальности, «что находит своё выражение в «личностной окраске» исполняемой роли» [4]. Игра с её возможностью условного вхождения в роль, недоступную для ребёнка в реальной деятельности, даёт ему возможность говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя своё собственное «Я».

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru