Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
1. Игра как деятельность включает в себя:
- целеполагание;
- реализацию цели;
- анализ результатов, в котором личность полностью реализует себя как субъект.
2. Игра как процесс включает в себя:
- роли, взятые на себя игроками;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов (замещение реальных вещей игровыми, условными);
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
3. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, раздела учебного материала;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологии внеклассной работы [17].
Игра включает в себя игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределённость развития и результата, игровые роли и действия, результат игры. Игра - путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Ведь для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребёнка в коллективе.
Чтобы игра стала подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь будет интересней и содержательней, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополняя свой игровой багаж. Существуют тысячи разнообразных, интересных и полезных игр. Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны, они постоянно усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые детали и правила.
Классификацию игр можно представить следующим образом:
1. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
2. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, познавательные; воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные.
3. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
4. По предметной области: математические, физические, химические, биологические; музыкальные, литературные, театральные; трудовые, технические, народные; обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.
5. По игровой среде: без предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения [14; 15; 32].
Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьёзное влияние динамики исторического процесса любой новой информации, идеологии разных социальных групп. Большинству игр присущи четыре главные черты:
1. Свободная развивающая деятельность, предпринимая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не от его результата.
2. Творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракцион.
4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития [1].
Есть вариант деления всех игр на три большие группы:
1. Игры с готовыми «жёсткими» правилами.
2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу [10].
Содержание - определяющая сторона игры как таковой, оно представляет единство всех составных элементов: её свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, её смысла как социального явления. Содержание - это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание - это основная направленность игры. По содержанию игры различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.д.
По содержанию «вольные» игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые, этнографические. Содержание даёт основание подразделять игры на самобытные и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.