Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Игра как организация досуга школьника » Сущность понятия «игровая деятельность»

Сущность понятия «игровая деятельность»

Страница 1

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований [3]. Она всегда составляет неотъемлемую часть жизни человека, сопровождая его от рождения до тризны. Слова «игра» и «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Для сравнения: «играть в футбол», «играть в прятки», «играть с огнём», «играть с малышом». Словарь русского языка это слово определяет как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определённых правил, приёмов и служащее для выполнения досуга, для развлечения». Замечено, что дети в разных уголках планеты играют в похожие по своей сути игры.

Игра человека есть подлинно культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми на социальном уровне, и тем самым участвующая в процессе социализации личности наиболее приятным для него способом [18].

Среди всех исследований по вопросам игры особое место принадлежит использованию игры в воспитательном процессе. Сложность понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе игровой деятельности: в её многочисленных определениях неизменно подчёркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем, воспитание - целенаправленная деятельность, которую организует педагог [20]. Поэтому использование игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей. Именно поэтому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью является достаточно значимым. На помощь в этом вопросе приходят различные классификации игр, позволяющие выбрать из широкого спектра именно ту, которая поможет приблизиться к решению поставленной педагогической задачи.

Что же такое игра с психологической точки зрения? «Игра - один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними . одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» [26]. Игры детей есть та самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности. Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание - все эти игра.

Итак, велик воспитательный потенциал игры, и в умелых руках педагога безграничны её возможности. С её помощью можно:

- создать эмоциональную основу жизнедеятельности детского коллектива, установить взаимные контакты, общение, закрепить нормы поведения;

- осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию личности, её самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;

- снять физическую усталость с мышц, переключить с одного вида деятельности на другой;

- организовать разумный досуг;

- развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить умение быстро ориентироваться в окружающей действительности [22; 26].

Игра - это, прежде всего вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в которой складываются и совершенствуются самоуправление своим поведением. Такое понимание игры позволяет выделить основные её функции:

- развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);

- коммуникативная (освоение навыков взаимодействие);

- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

- диагностическая (выявление индивидуально-личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);

- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

- социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоений норм человеческого общения) [27; 28].

С.А. Шмаков выделяет четыре главные черты игры:

1. Процедурное удовольствие - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

2. Эмоциональное напряжение - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

3. Правила игры - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

4. «Поле творчества» - творческий, в значительной степени импровизационный характер деятельности [34].

Любая игра, если она грамотно организована, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Структура игры:

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru