Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
В результате анализа диагностического обследования в конце обучения в четвертом классе нами была составлена характеристика классов, на основе которой мы определили, что 4 Б класс имеет более низкие показатели готовности к переходу в среднее звено, чем 4 А и 4 В классы. Результаты готовности к переходу в среднее звено представлены в сводной таблице.
Учащиеся данного 4 Б класс составили выборку нашего исследования. В этом классе обучается 27 человек, из них 12 девочек 15 мальчиков.
Таблица 1. Характеристика готовности к обучению в среднем звене 4 класс Б на конец 2009–2010 учебного года, (в%)
сфера Пол |
интеллектуальная |
Эмоционально-волевая |
Мотивационная | ||||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н | |
девочки |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
мальчики |
4 |
5 |
6 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
7 |
итого |
8 |
8 |
11 |
8 |
10 |
9 |
9 |
9 |
11 |
В течение первой недели 2010–2011 учебного года с учащимися данного класса была проведена адаптационная неделя, которая является первым этапом психолого-педагогического сопровождение.
По окончанию данной работы психологом школы нам была представлена информации о развитии мотивационной сферы, уровня тревожности и личностных особенностей, для чего использовали следующие методики:
– для исследования мотивации методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения»;
– для исследования уровня школьной тревожности – тест Филипса;
– для исследования коммуникативных способностей использовались материалы сборника «Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей» под редакцией В.И. Андреева;
– для исследования личностных особенностей – 12-факторный Опросник Кэттела. [8]
Для исследования ведущих мотивов учения нами была выбрана методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения». Данная методика позволяет распределить мотивы по видам на познавательные мотивы и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.