Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Эвристические приемы – вид приемов, используемых для решения творческих (нестандартных, креативных) задач, которые не гарантируют, но увеличивают вероятность решения.
Анлизом эвристических премов занимался венгерский, швейцарский и американский математик Дьердь Пойа. «Пытаясь решить задачу, мы можем многократно менять свою точку зрения, свой взгляд на задачу. Мы принуждены менять свою позицию вновь и вновь» пишет он в своей книге «Как решать задачу» [11] . Для решения задачи Пойа выделяет четыре ступени:
Ø Понимание постановки задачи;
Ø Выявление связей друг с другом различных элементов задачи, для получения представления о решении, составление плана решения;
Ø Осуществление плана;
Ø Просмотр полученного решения и его анализ.
На первом шаге ученик должен исследовать данные задачи, построить чертеж и, если необходимо, ввести некоторые обозначения объектов задачи, уделяя определенное внимания символам для обозначения.
На втором шаге решения – составлении плана – можно использовать аналогичные задачи, решенные ранее. «Рассмотрите неизвестное. И постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным». Часто полезно переформулировать задачу, решить её от конца к началу.
На третьем шаге производится осуществление намеченного плана, при этом контролируется и обосновывается каждый пункт решения задачи.
Но последнем четвертом шаге проверяются результаты, ход решения, ищутся другие способы решения.
К эвристически приемам здесь можно отнести методы и приемы первых двух шагов решения задачи.
Эвристические приемы составляют основу творческого решения любой проблемы. Например, С.Баррет приводит приемы, формулируя их в виде опросника для стимуляции творческого мышления [13].
Приемы творческого решения проблемы
Название приема |
Формулировка приема в виде вопроса |
Замена |
Что можно использовать вместо этого? |
Добавление |
Что можно добавить? |
Адаптация |
Что можно добавить? |
Изменение |
Как можно изменить цвет и форму |
Увеличение |
Можно ли сделать эту вещь больше, крепче или толще? |
Уменьшение |
Можно ли сделать эту вещь меньше, легче или короче? |
Другое применение |
Для чего еще можно использовать? |
Перемещение |
Что можно повернуть или сдвинуть относительно исходного положения? |
Реконструкция |
Как можно изменить схему, конструкцию или последовательность работы? |
Выделяют 6 общих эвристических приемов: акцентуация, варьирование объекта, трансляция, реверсия, индукция, варьирование среды, которые в свою очередь разбивают на специальные (предметные) эвристические приемы, отражающие специфику сферы деятельности, в которой решается проблемная задача. Последние в свою очередь подразделяют на частные (тематические) приемы, которые применяются для решения определенного круга задач, могут обобщаться в специальные методы, алгоритмы.
Данные эвристические приемы описывают в виде следующей таблицы, содержащей их методологическую характеристику и показав, каким образом они используются в различных систематиках [13].
Прием |
Характеристика |
Варианты в различных систематиках |
Акцентуация |
Заключается в выделении из совокупности объектов ключевого элемента (группы ключевых элементов) с целью сведения данной проблемы к проблеме более узкой, с меньшей структурой или с меньшим количеством связей. |
· Выделение подзадачи (задачи внутри задачи, элементарной задачи и т.п.). · Выделение ключевого объекта: ключевое слово, ключевая величина, ключевая конструкция (элементарная фигура, выражение и т.п.). · Выделение свойств: непрерывность, четность, симметрия, периодичность, инвариант, резервы, противоречия. · Выделение структуры: представление пространства состояний, ранжировка, дифференциация, сближение ситуации и цели. |
Варьирование объекта |
Заключается в изменении одной или нескольких характеристик исходной совокупности элементов или перегруппировки связей внутри этой совокупности |
· Комбинирование: перестановка, перевертывание, разъединение, перегруппировка, реконструкция, склеивание (агглютинация), добавление вспомогательного элемента (фигуры, неизвестного и т.п.). · Трансформация: преобразование формы, преувеличение, преуменьшение, “малые шевеления”, преобразование материала и вещества. · Трансфигурация: замена другим объектом, перемещение, адаптация, типизация, предельный переход, расширение (сужение) условий, рассмотрение частного случая. |
Трансляция |
Заключается в поиске инструментария, позволяющего через установление аналогий перейти к другой проблеме, имеющей более предпочтительный характер (из другой, более близкой области; в силу большей наглядности; имеющей четкий алгоритм решения и т.п.) |
· Переформулировка. · Поиск сходной задачи (с тем же неизвестным, с аналогичным неизвестным, с другим неизвестным). · Поиск другого применения. · Перевод с одного языка на другой. · Формализация текста в модель. |
Реверсия |
Основана на поиске в противоположном направлении (от заключения к условию), приводящем к заданному условию или же к обнаружению противоречий. |
· Доказательство “от противного”. · Поиск контрпримера. · Движение от конца к началу. · Критика очевидных решений. |
Индукция |
Представляет собой динамическое действие, требующее расширения совокупности элементов, составляющих проблему, и установления закономерности внутри новой совокупности. |
· Переход от части к целому. · Поиск более сильного или более слабого утверждения. · Обобщение. |
Варьирование среды |
Заключается в изменении условий, окружающих данную совокупность элементов, в результате чего должны перестуктурироваться связи внутри этой системы. |
· Решение проблемы обходным путем. · Преобразование во времени и в пространстве. · Преобразования движения и силы; · Включение в другую структуру. |