Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Формирование эвристических приемов у учащихся 5-6 классов на уроках математики » Эвристические приемы

Эвристические приемы

Страница 1

Эвристические приемы – вид приемов, используемых для решения творческих (нестандартных, креативных) задач, которые не гарантируют, но увеличивают вероятность решения.

Анлизом эвристических премов занимался венгерский, швейцарский и американский математик Дьердь Пойа. «Пытаясь решить задачу, мы можем многократно менять свою точку зрения, свой взгляд на задачу. Мы принуждены менять свою позицию вновь и вновь» пишет он в своей книге «Как решать задачу» [11] . Для решения задачи Пойа выделяет четыре ступени:

Ø Понимание постановки задачи;

Ø Выявление связей друг с другом различных элементов задачи, для получения представления о решении, составление плана решения;

Ø Осуществление плана;

Ø Просмотр полученного решения и его анализ.

На первом шаге ученик должен исследовать данные задачи, построить чертеж и, если необходимо, ввести некоторые обозначения объектов задачи, уделяя определенное внимания символам для обозначения.

На втором шаге решения – составлении плана – можно использовать аналогичные задачи, решенные ранее. «Рассмотрите неизвестное. И постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным». Часто полезно переформулировать задачу, решить её от конца к началу.

На третьем шаге производится осуществление намеченного плана, при этом контролируется и обосновывается каждый пункт решения задачи.

Но последнем четвертом шаге проверяются результаты, ход решения, ищутся другие способы решения.

К эвристически приемам здесь можно отнести методы и приемы первых двух шагов решения задачи.

Эвристические приемы составляют основу творческого решения любой проблемы. Например, С.Баррет приводит приемы, формулируя их в виде опросника для стимуляции творческого мышления [13].

Приемы творческого решения проблемы

Название приема

Формулировка приема в виде вопроса

Замена

Что можно использовать вместо этого?

Добавление

Что можно добавить?

Адаптация

Что можно добавить?

Изменение

Как можно изменить цвет и форму

Увеличение

Можно ли сделать эту вещь больше, крепче или толще?

Уменьшение

Можно ли сделать эту вещь меньше, легче или короче?

Другое применение

Для чего еще можно использовать?

Перемещение

Что можно повернуть или сдвинуть относительно исходного положения?

Реконструкция

Как можно изменить схему, конструкцию или последовательность работы?

Выделяют 6 общих эвристических приемов: акцентуация, варьирование объекта, трансляция, реверсия, индукция, варьирование среды, которые в свою очередь разбивают на специальные (предметные) эвристические приемы, отражающие специфику сферы деятельности, в которой решается проблемная задача. Последние в свою очередь подразделяют на частные (тематические) приемы, которые применяются для решения определенного круга задач, могут обобщаться в специальные методы, алгоритмы.

Данные эвристические приемы описывают в виде следующей таблицы, содержащей их методологическую характеристику и показав, каким образом они используются в различных систематиках [13].

Прием

Характеристика

Варианты в различных систематиках

Акцентуация

Заключается в выделении из совокупности объектов ключевого элемента (группы ключевых элементов) с целью сведения данной проблемы к проблеме более узкой, с меньшей структурой или с меньшим количеством связей.

· Выделение подзадачи (задачи внутри задачи, элементарной задачи и т.п.).

· Выделение ключевого объекта: ключевое слово, ключевая величина, ключевая конструкция (элементарная фигура, выражение и т.п.).

· Выделение свойств: непрерывность, четность, симметрия, периодичность, инвариант, резервы, противоречия.

· Выделение структуры: представление пространства состояний, ранжировка, дифференциация, сближение ситуации и цели.

Варьирование объекта

Заключается в изменении одной или нескольких характеристик исходной совокупности элементов или перегруппировки связей внутри этой совокупности

· Комбинирование: перестановка, перевертывание, разъединение, перегруппировка, реконструкция, склеивание (агглютинация), добавление вспомогательного элемента (фигуры, неизвестного и т.п.).

· Трансформация: преобразование формы, преувеличение, преуменьшение, “малые шевеления”, преобразование материала и вещества.

· Трансфигурация: замена другим объектом, перемещение, адаптация, типизация, предельный переход, расширение (сужение) условий, рассмотрение частного случая.

Трансляция

Заключается в поиске инструментария, позволяющего через установление аналогий перейти к другой проблеме, имеющей более предпочтительный характер (из другой, более близкой области; в силу большей наглядности; имеющей четкий алгоритм решения и т.п.)

· Переформулировка.

· Поиск сходной задачи (с тем же неизвестным, с аналогичным неизвестным, с другим неизвестным).

· Поиск другого применения.

· Перевод с одного языка на другой.

· Формализация текста в модель.

Реверсия

Основана на поиске в противоположном направлении (от заключения к условию), приводящем к заданному условию или же к обнаружению противоречий.

· Доказательство “от противного”.

· Поиск контрпримера.

· Движение от конца к началу.

· Критика очевидных решений.

Индукция

Представляет собой динамическое действие, требующее расширения совокупности элементов, составляющих проблему, и установления закономерности внутри новой совокупности.

· Переход от части к целому.

· Поиск более сильного или более слабого утверждения.

· Обобщение.

Варьирование среды

Заключается в изменении условий, окружающих данную совокупность элементов, в результате чего должны перестуктурироваться связи внутри этой системы.

· Решение проблемы обходным путем.

· Преобразование во времени и в пространстве.

· Преобразования движения и силы;

· Включение в другую структуру.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru