Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Можно выделить три группы методов семейного воспитания:
1 группа: Методы убеждения – личный пример родителей; поощрение, наказание за определённые верные или неверные поступки детей.
2 группа: Методы упражнения – поручения ребенку, даваемые на длительный срок, для воспитания ответственности.
3 группа: Методы косвенного воздействия – через интересы ребенка, через литературу, фильмы и т.п.
По вопросам "образования сердца", т.е. нравственного воспитания, Н. И. Новиков не только обобщает мысли предшественников, но во многих случаях дополняет их новыми правилами, по-иному трактуя отдельные вопросы. "Образовать сердце детей, - пишет он, - называется устремлять склонности и желания их к самолучшим вещам, вливать в них владычествующую любовь ко всему тому, что истинно, справедливо и добро ." [13]
Он постоянно напоминает об органическом единстве обучения и воспитания, о необходимости согласования их воздействия на разум, чувства и поступки, о важности сочетания убеждения и упражнения. В его сочинении "О воспитании и наставлении детей" читаем: "И так разум его (ребенка) и воля, мысли и поступки должны согласоваться друг с другом. Познание истины должно его приводить к любви и исполнению добродетели. Следовательно, разумное воспитание состоит не только в образовании разума, но и сердца ." [11]
Среди многих правил, относящихся к содержанию, средствам и методам нравственного воспитания детей, выделим у Н. И. Новикова следующие, на наш взгляд, основные: [13]
1. Вселяйте в детей искреннюю и чистую любовь ко всем людям, вне зависимости от религии, национальности и положения в обществе.
2. Приучайте детей к трудолюбию, порядку и прилежанию во всех делах.
3. Наставляйте их и научайте в том, чтобы одерживать победу над своими чувственными похотями.
4. Прививайте детям любовь к честности, правде и истине.
5. Точно знайте, чему вы хотите научить своего ребенка.
6. Не противоречьте себе в словах и делах.
7. Не погашайте в детях любознательность, отвечайте на их вопросы охотно.
8. Развивайте внимательность.
9. Учите их смотреть с практической стороны.
Приведу некоторые советы Азарова Ю. П.:
· Обогащайте воспитание своих детей педагогическими достоинствами всех народов. Если вы увидите, что евреям присуща кропотливая забота о воспитании своих детей, о том, чтобы дать им всестороннее развитие (а эта черта отмечается исследователями во всем мире), постарайтесь перенять эту великую национальную черту и немедленно обучайте своих детей по более усложненной и всеобъемлющей программе.
· Если вы поймете, что англичанам свойственно воспитание джентльмена, знающего цену своему человеческому достоинству, предприимчивого и трудолюбивого, постарайтесь перенять у англичан эту черту.
· Если вы обнаружите, что узбекские дети заняты физическим трудом больше всех детей в мире и родители проявляют необыкновенную заботу о том, чтобы семейное трудолюбие не снижалось ни при каких условиях, задумайтесь над тем, чтобы перенять у узбеков эти всемогущие родительские установки.
· Если вы узнаете, что немецкие дети с ранних лет приучаются к порядку, к дисциплине, точности и трудолюбию, сделайте все, чтобы и ваши дети росли в таком же точном и дисциплинированном ритме.
· Если вы почувствуете, что американские дети и молодые люди предприимчивы, тяготеют к самостоятельности, доброжелательны и трудолюбивы, не бойтесь привнести эти черты в жизнь ваших семей.
· Если вам удастся побывать в абхазских или армянских семьях, и вы услышите, как ласково и заботливо обращаются родители со своими детьми, поучитесь у них этой милой доброжелательности и мудрости.
· Если вам часто приходится бывать в русских деревнях, задумайтесь над тем, насколько цельно и бесхитростно развиваются истинно природные и истинно народные начала в русских семьях, сколько доброты, мужества, долготерпения и смиренномудрия в родительских лицах, в лицах бабушек и дедушек. Поговорите с ними "по национальному вопросу" - и вы почувствуете, насколько широка и благородна у них душа, не знающая различия между нациями, но постигшая то великое, что Бердяев называл человеческим всеединством![1]
духовность нравственность ребенок семья