Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Роль речи и мышления в развитии детей с нарушениями зрения » Понятие речи и мышления, их взаимосвязь

Понятие речи и мышления, их взаимосвязь

Страница 2

Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и использование в процессе речи множества систем знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности. Именно благодаря этому, мышление человека даёт возможность познавать обобщёно и опосредованно. Материальной основой мышления является речь, каждая мысль опирается на свёрнутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свёрнутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать.[атлас стр.175] Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом, каждая из множества мыслительных операций, будь то анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение или другие, опирается на речь. Взаимосвязь речи и мышления значительно облегчает процессы обобщения и абстракции, так как слова по своей природе отражают действительность в обобщённой форме. Речь отражает общие свойства и связи предметов и явлений, недоступные непосредственному восприятию.

Язык в психологии – система словесных знаков, опосредствующих психическую, прежде всего интеллектуальную, деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Речь – это процесс практического освоения человеком языка в целях общения с другими людьми, это могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. В процессе общения речь и язык человека приобретают важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности. Все виды речи развиваются в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. К языковым относят фонематический состав, словарный запас и грамматический строй, а к неязыковым – мимику, интонации, жесты и другие выразительные средства.

Общение выступает одной из функций речи и различается на коммуникацию и экспрессию. Коммуникация (собственно, общение) состоит в передаче друг другу определённых сведений, мыслей, чувств и тем самым позволяем людям взаимодействовать, влиять друг на друга. А экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи, к человеку, к которому она обращена, к самому говорящему. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков – элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) – многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Особые функции выполняет речь в сфере мышления, его процесс активно поддерживают сигнализация и обобщение. Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и тому подобное. Со словом же связано и представление о предмете или явлении. Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже несёт в себе свойство обобщения, и это позволяет реализоваться процессу мышления как таковому. Физиологический механизм любой речи зависит от двигательного анализатора и обусловлен движениями, которые сопровождаются электрической активностью, в него вовлечены не только мышцы нижней губы и языка, голосовые связки, органы речевой артикуляции и дыхания, но и мышцы рук, ног и межреберные мышцы. Результаты исследования физиологии речи свидетельствуют, что органы речи представляют собой своеобразный речедвигательный анализатор, имеющий полиморфные взаимосвязи с другими анализаторами: двигательным, слуховым, зрительным, кожным и другими.

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru