Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Украина в поиске новой образовательной парадигме

Украина в поиске новой образовательной парадигме

Страница 1

Нынешняя затяжная реформа средней и высшей школы в Украине опирается на основы Болонского процесса и направлена на постиндустриальные преобразования системы овладения знаниями. Представляется, что Болонский процесс - это попытка создать общеевропейскую модель образования с целью унификации и стандартизации образовательного пространства, что уже имманентно содержит в себе несовместимость с демократическими принципами существования европейского сообщества.

Постмодернистское содержание образования в основных чертах отрицает болонские принципы его организации, поскольку высшая школа будущего должна основываться на нелинейных, полицентрических структурах, воспроизводящих мультикультурные принципы европейской цивилизации, в которых учитываются национальные образовательные достижения, а также ментальная составляющая общества. Как уже отмечалось в социально-философской литературе, действительное признание прав человека может осуществляться на основании децентрализации образования как необходимого инструмента поиска новых форм жизнедеятельности человечества. Некритическое принятие глобальной образовательной системы на территории постсоветских государств несет большой риск, поскольку оно приводит к сужению традиционных методов, противостоящих технократическим подходам.

Особое беспокойство вызывают процедуры оценки качества знаний студентов. Методики и инструкции, предлагаемые МОН относительно проведения двух модулей на семестр, подменяя собой экзамен, оказываются недостаточно продуманными, поскольку они не прошли ни общественной, ни психологическую экспертизу. По мнению большинства преподавателей качество знаний студентов за последние годы снижается. Будущее Украины становится все более проблематичным при попытках организации процесса обучения технократично мыслящими методистами.

Сравнение дидактических методов оценки знаний с итоговыми оценками европейских стран сегодня - не в нашу пользу. Но, с другой стороны, следует отметить, что мнение немцев о белорусских и украинских студентах, которые обучаются в Германии, очень высокое. Уместно напомнить, что в подавляющем большинстве европейских университетов проводятся комплексные экзамены, которые вмещают в себя несколько тематически близких дисциплин, реально осуществляет междисциплинарные связи. В большинстве вузов Запада нет существенной разницы между зачетом и экзаменом - по требованиям это один и тот же контроль знаний, который оценивается по 100-бальной системе. Разница только в том, что «зачетный» контроль может проводиться в письменной форме, а экзамен, в большинстве случаев, - в устной. «Неудовлетворительная» оценка имеет две градации: с правом пересдачи и без права пересдачи. В последнем случае запрещено пересдавать экзамен или зачет, если студент был замечен при пользовании шпаргалкой, учебными пособиями или техническими средствами. Важно обратить внимание на нравственный контекст обучения будущего специалиста в Европе.

Необходимо напомнить, что устные экзамены, которые были предпочтительной формой контроля в Украине и в России в 60-е - 90-е годы прошлого столетия, ориентировались вовсе не на запоминание фактов, формул и дат, а на логику теорем, законов и принципов, с иллюстрирующими их примерами и интерпретациями, требовавших определенных обобщений и понимания, а, следовательно, усвоения материала на вербальном уровне. Это одна из причин, почему советская школа в те времена была одной из лучших в мире. А стоит ли нам сегодня полностью отказываться от устных экзаменов и заменять их письменными или тестами? Тем более, что персональные коммуникационные средства (от мобильных телефонов до миникомпьютеров, которые приходят на смену старой и хорошо известной шпаргалке), не дают преподавателю возможности адекватно оценить знания студента. Устный экзамен, как диалог с глубоким опросом студента, позволяет сохранить когнитивно-эмоциональную составляющую учебного процесса, стимулировать творческое начало и восстановить обратную связь в системе «студент - преподаватель». Кроме того, в подавляющем большинстве университетов на Западе отсутствуют привычные для нас экзаменационные вопросы, вместо них предлагаются изученные темы из программ, которые выступают основой для углубленного собеседования, проводимого на экзамене профессором совместно с ассистентом.

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru