Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Адаптация - активный процесс, приводящий как к позитивным, так и негативным результатам. Адаптация проявляется в совокупном изменении организма и психики.
Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке. Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Успешная адаптация создает внутренний комфорт (эмоциональную удовлетворенность) и внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования окружающей среды).
Проблемы социальной и психической адаптации остаются на уровне современных теоретических исследований и сведены к рекомендациям приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения перед поступлением ребенка в детский сад. [17, c. 16]
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. [37, c.18]
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир. [32, c.116]
Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.
Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:
создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
При проведении занятий воспитатели учитывают специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации. [31, c.123]
В адаптационный период, который может продолжаться от недели до трех, пребывание ребенка в детском саду должно быть укорочено, а рядом должна быть мама. Во время игры ребенок ненадолго отходит от мамы, но затем возвращается к ней за "эмоциональной подпиткой". Мама при этом следит за безопасностью малыша, своевременно окликается на его призывы. Постепенно время отхода от мамы у малыша увеличивается, малыш начинает проявлять самостоятельность в игре. Мама, предупреждает малыша, что она ненадолго отойдет и придет за ним после прогулки. Важно по возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама его не обманула и действительно вернулась к нему. Постепенно время отсутствия мамы увеличивается и ребенок остается в группе на то же время, но без мамы. Исходя из индивидуальных особенностей поведения ребенка, время нахождения ребенка в группе увеличивается постепенно. Ребенок может сам выразить желание спать и обедать вместе с детьми. [34, c.172]
Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса. [42, c. 23]